24 марта 2024 года, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.
Его Преосвященству сослужили: секретарь епархиального управления протоиерей Александр Передернин, почётный настоятель собора протоиерей Андрей Кульков, настоятель собора протоиерей Алексей Морозов, протоиерей Андрей Уфимцев, священник Вадим Григорьев, священник Василий Молоток, священник Александр Серов, диакон Владимир Принёв, диакон Алексей Герасимов, диакон Сергий Танчинец.
На сугубой ектении были вознесены особые прошения о здравии пострадавших в результате террористического акта в концертном зале «Крокус Сити Холл» в городе Красногорске Московской области 22 марта 2024 года.
На заупокойной ектении были вознесены молитвы «о упокоении новопреставленных рабов Божиих, безвинно убиенных в террористическом акте в Красногорске».
По окончании Литургии епископ Феоктист возглавил чин Торжества Православия.
В благодарность за труды на благо Святой Церкви в Переславской епархии и в связи с 45-летием со дня рождения настоятель собора протоиерей Алексей Морозов был удостоен медали прп. Даниила Переславского II степени.
В благодарность за труды на благо Святой Церкви в Переславской епархии и в связи с 60-летием со дня рождения клирик собора священник Вадим Григорьев был удостоен архиерейской грамоты.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:
— Дорогие отцы, братья и сёстры!
Сердечно поздравляю вас с Торжеством Православия!
Только что мы совершили установленное Церковь по этому поводу молебное последование, основным прошением которого была молитва о том, чтобы Сам Господь Своею силою укрепил нас в правоверии, чтобы Он истребил расколы и разделения, чтобы дал нам силу для жизни по евангельским заповедям Спасителя. Всё то, о чём мы только что молили Бога, было в жизни святых христовых апостолов, и именно на них предлагает обратить внимание прозвучавший во время Литургии отрывок из 1-й главы Евангелия от Иоанна.
Мы знаем, что с внешней точки зрения у апостолов было мало общего между собой. Кто-то из них до призвания к апостольству был рыбаком, кто-то сборщиком податей, кто-то ревностным фарисеем, о ком-то мы и вовсе почти ничего не знаем. Если же смотреть не на внешние характеристики, а на внутреннее состояние, то общее обнаружить удастся. Но что же это? Ответ найти мы можем в прозвучавшем сегодня евангельском отрывке.
Евангелие от Иоанна, рассказав о призвании Нафанаила к апостольству, сохранило тайну: мы можем лишь догадываться, почему слова Христа о том, что Он прежде знакомства с Нафанаилом видел его под смоковницей, столь сильно повлияли на будущего апостола. Конечно, христианская экзегетическая традиция имеет свой ответ, к примеру, святитель Иоанн Златоуст общую для многих авторитетных толкователей мысль выразил в таких словах: «Знал Он и прежде благонравие Нафанаила, не как человек, следивший за ним, а как Бог. И ныне «Я видел тебя под смоковницею», когда никого там не было, а был только Филипп и Нафанаил и между собою об этом говорили». То есть речь здесь идёт о частной беседе Нафанаила с Филиппом, содержание которой Спаситель не мог знать как человек, но мог знать как Бог. Впрочем, есть и ещё одно предположение относительно обращённой к Нафанаилу фразы Христа, оно состоит в том, что Господь видел уединённую молитву Своего будущего апостола, содержанием которой было воззвание к Богу о скорейшем пришествии Мессии.
Прежде же чем произнести слова о смоковнице, Спаситель сказал другую крайне любопытную фразу, Он указал на Нафанаила, как на того израильтянина, «в котором нет лукавства» (Ин. 1, 47). Эти слова можно понимать двумя путями: как указание на внутреннее состояние Нафанаила и как утверждение, что в истинном израильтянине не может быть лукавства, или, иначе, притворства.
Отсутствие притворства и вытекающая из него искренность, пожалуй, и есть то, что было общим у апостолов. Все они, вне зависимости от своего происхождения, возраста или же социального статуса были людьми предельно искренними. Конечно, искренность не была гарантом отсутствия ошибок, мы знаем, что ученики Христовы ошибались и ошибались иной раз сильно, достаточно вспомнить об их упорном неприятии слов Христа о том, что Ему надлежит пострадать, иногда апостолы проявляли слабость, иногда и другие шероховатости характера, но при этом они всегда были искренними. Единственное исключение: Иуда Искариот. Этот человек в какой-то момент пошёл по пути лукавства, и оно его погубило. Пример искренности апостолов — это своего рода завет всем поколениям христиан, если мы хотим унаследовать ту же благую участь, которую унаследовали ближайшие ученики Христовы, нам стоит отложить всякое притворство, нам надо быть честными и искренними, как с Богом, так и друг с другом. И дай Бог, чтобы мы смогли быть такими!
Вчера два клирика нашего кафедрального собора отмечали свои юбилейные даты: настоятелю протоиерею Алексию Морозову исполнилось 45 лет, иерею Вадиму Григорьеву — 60. Дорогие отцы, я вас сердечно поздравляю с вашим днём рождения! Помимо здравия и многолетия, желаю вам, дорогие отцы, все тех же честности и искренности, помните, что священнослужитель, утративший эти два качества, перестаёт быть Христовых служителем в полном смысле этого слова, ведь вслед за потерей честности и искренности неизбежно наступает потеря веры, надежды и любви.
Да сохранит вас от этого Всемилостивый Господь, и да даст вам быть Его верными служителями на многая и благая лета!