23 марта 2024 года, в канун Недели 1-й Великого поста, Торжества Православия, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Дорогие друзья, поздравляю вас с наступающим воскресным днём — первым воскресным днём Великого поста!
Первая неделя Великого поста позади, и сегодня Церковь призывает нас поразмышлять не о наших грехах и немощах, а о нашей вере. С одной стороны, появление особого празднества в честь православия в первый воскресный день Великого поста обусловлено рядом исторических причин, основная из которых состоит в победе Церкви над ересью иконоборчества, с другой же стороны, мы всегда должны находиться в процессе осмысления и усвоения православного церковного вероучения, мы не имеем права в какой-то момент сказать самим себе, что мы знаем всё необходимое, потому как такие слова будут означать остановку в движении к познанию Бога. Конечно, познание Бога — это не только и не столько интеллектуальный акт, это, в первую очередь, жизнь по заповедям. Однако история Церкви показывает, что без твёрдого знания вероучения невозможно исполнить заповеди, в равной же мере, невозможно право верить, если нет должной нравственной жизни, а потому то мы и должны, стараясь жить по заповедям Христовым, непрестанно возрастать в познании веры, и через таковое познание корректировать нашу жизнь.
Сегодня Церковь призывает нас поразмышлять о совершенно конкретном аспекте нашей веры: об иконопочитании. Как мы все прекрасно пониманием, тема иконопочитания значительно шире, чем обсуждение вопроса о допустимости существования изображений Бога и святых, эта тема относит нас к размышлению об образе и первообразе, об их соотношении друг с другом, а также о том, какого рода поклонение мы должны воздавать Богу, и чем оно отличается от поклонения какой бы то ни было материальной святыне.
Основная проблема здесь возникает из-за особенностей человеческого сознания: всем нам нужны некие образы, и все мы имеем склонность к возведению этих образов в абсолют. Скорее всего, эта особенность сознания каким-то образом связана с греховной повреждённостью нашего естества, а потому возведение вещественных образов в абсолют много раз в истории человечества приводило к печальным последствиям, к таким же последствиям приводила и ожесточённная борьба с образами и с их абсолютизацией.
Церковь, пройдя испытание периодом иконоборчества, сумела сформулировать то отношение к вещественным святыням, которое соответствует евангельскому духу, думаю, церковная формулировка этого отношения всем известна, но тем не менее не лишним будет её напомнить: «Честь, воздаваемая иконе, относится к её Первообразу и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображённого на ней». Следовательно, поклонение, которое православные христиане оказывают вещественным святыням, имеет лишь относительный характер, символизирующий абсолютное поклонение Богу — богопоклонение. Да, иконы — это святыни, но святыни не в абсолютном смысле слова, абсолютная святыня у нас одна — Сам Бог, всё же прочее, включая человека, обретает своё достоинство лишь в своей соотнесённости с Богом. Именно по этой причине мы поклоняемся не только Богу, но и прославленным Им святым, они — отблеск абсолютной святости и величия Бога, и, почитая святых, мы почитаем нашего Творца.
То же самое можно сказать и по отношению к человеку: каждый из нас в силу того факта, что он человек, является образом Божиим, призванным восходить к подобию Божиему, и, будучи образом Божиим, любой человек достоин всё того же относительного поклонения и соответствующего таковому поклонению благоговения. Дай Бог, чтобы мы об этом помнили, и понимали, что мы живём в окружении святынь, и мы сами — святыни, как о том и написал святой апостол Павел: «Тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога» (1 Кор. 6, 19).