1 марта 2024 года в здании Администрации посёлка Борисоглебского состоялась церемония открытия XXII Всероссийских Иринарховских чтений «Герои и святые воины — крылья народного патриотизма».
Чтения проводятся с 1998 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. За эти годы они стали значимым событием в православной и общественной жизни России, участвуют в мероприятии видные учёные, священники, писатели, военные, педагоги и казачество.
С приветственным словом к участникам обратился епископ Переславский и Угличский Феоктист:
— Дорогие друзья, сердечно приветствую всех вас на XXII Всероссийских Иринарховских чтениях! Благодарю борисоглебскую администрацию за всегдашнее к нам расположение и уже традиционное предоставление помещения для проведения чтений!
Вам всем известна тема нынешних Иринарховских чтений, она сформулирована следующим образом: «Герои и святые воины — крылья народного патриотизма». Как мы все понимаем, такая формулировка темы крайне актуальна в наше непростое время, ведь для понимания настоящего и определения в нём своего места нам всегда следует обращаться к прошлому, к нашей истории, наша история — это просто кладезь различных ситуаций и прекрасная галерея портретов. Через исследование истории мы имеем возможность найти для себя как источники вдохновения, так и весьма негативные примеры, можем понять, каким образом нам стоит поступать сегодня для того, чтобы не быть посрамленными в будущем. Тема нынешних чтений предлагает нам задуматься о святости и героизме воинов.
Действительно, в наших святцах немало тех людей, которые сумели соединить в своей личности и святость, и героизм, при том, что это далеко не тождественные понятия, святость может быть тихой и незаметной, ну а героизм может быть следствием отчаянного характера или же следствием различного рода внешних причин и не нести с собой святости и праведности. А потому ошибочно было бы полагать, что любой праведник способен проявить героизм и что любой герой праведен в силу своего подвига. Такой вывод напрямую вытекает из числа прославленных как святые воинов: воинов много, святых же из них относительно мало. Почему так? Потому что сам по себе подвиг ещё не есть следствие праведности, и мы все прекрасно это знаем из собственного опыта: когда-то совершенные благие дела отнюдь не гарантируют нашей дальнейшей праведности, и после любого доброго дела мы с успехом можем совершить и нечто прямо противоположное, то, что будет греховным. Дело здесь в динамике человеческой личности, никто из нас не равен самому себе не только в разные периоды жизни, но и в следующие друг за другом секунды, более того, мы способны в одно и то же время совершать как благие дела, так и дурные, ну а сами благие дела могут быть не следствием стремления к исполнению евангельских заповедей, а проявлением тщеславия.
Оценить жизнь человека можно только тогда, когда она закончилась, взирая на жизненный путь человека целиком, мы можем сделать вывод о её динамике и понять, была ли она на самом деле восхождением к Богу. Именно по этой причине Православная Церковь никогда не спешит с прославлением святых и всегда выжидает как минимум несколько десятилетий, чаще же всего между кончиной святого и его церковным прославлением проходят целые века.
Взирая с необходимого временного расстояния на жизнь святых, мы можем сделать очень важные выводы: мы можем понять, какие последствия имели совершенные ранее поступки и попытаться избежать того, что может привести к негативным последствиям, вместе с этим мы можем увидеть и то, чему следует подражать. Однако для таких выводов нужно уметь быть честными как в изучении истории, так и с самими собой. Именно этого — честности — я и хочу пожелать участникам нынешних чтений! Благословение Божие пусть пребывает со всеми вами!
На XXII Иринарховских чтениях выступили около 30 человек. Большая часть докладов носит научный и краеведческий характер. Более половины выступающих — доктора, кандидаты наук, учёные вузов и научных учреждений. Участники чтений приедут из Москвы, Санкт-Петербурга, Луганска, Новгорода, Ярославля, Углича, Ростова Великого и других мест.
Организаторами чтений являются Ярославская митрополия, Переславская епархия, Союз писателей России, администрация Борисоглебского района, Борисоглебский мужской монастырь, Борисоглебское отделение Международного фонда славянской письменности и культуры, Ивановская средняя школа и Борисоглебская средняя школа №2.