В канун Недели 37-й по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском соборе

17 февраля 2024 года, в канун Недели 37-й по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие отцы, братья и сёстры, сердечно поздравляю вас с наступающим воскресным днём!

Апостольские послания, особенно же книга Деяний святых апостолов, среди прочего повествуют о том, что первые христиане были убеждены в очень скором Втором Пришествии Христовом, они были уверены, что Христос вернётся во славе еще при их жизни. Когда же они начали умирать, а Второго Пришествия не происходило, то остававшиеся в живых начали испытывать сомнения относительно истинности христианского учения. Об этом тоже сказано в апостольских посланиях, сохранили послания и реакцию ближайших Христовых учеников эти сомнения. Один из примеров такой реакции содержится в 3-й главе Второго соборного послания святого апостола Петра.

Эту главу своего послания апостол Пётр начал с упоминания отношения некоторых людей к тому, что время идёт, а Христос не возвращается во славе: «Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остаётся так же» (2 Пет. 3, 3–4). То есть для некоторых из тех, кто строил свою христианскую жизнь на ожидании скорого Второго Пришествия, замедление Спасителя послужило соблазном: они решили, что если Христос не приходит, то и всё христианское обетование ложно, следовательно, можно жить так, как будто бы и вовсе не было Боговоплощения, будто бы и вовсе нет Бога. Апостол Пётр вынужден был вступить в полемику с этими людьми и напомнить, что существующий видимый мир не самобытен, что он пребывает в гармонии исключительно волей Божией, и что если бы Бог не сберегал этот мир, то он бы разрушился: «Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою» (2 Пет. 3, 5–6).

Далее апостол объяснил, по какой причине Бог пока позволяет видимому миру существовать: Бог «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3, 9). Иными словами, задача Бога состоит не в том, чтобы выдерживать какой-то временной график, а в том, чтобы достичь цели, которую Он определил, цель эта заключается в спасении как можно большего числа людей, ну а время в рамках достижения этой цели не имеет какого-либо значения, потому как, по слову апостола Петра, «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Пет. 3, 8). Соответственно, видя замедление Господа, у человека не должно возникать чувства вседозволенности, а, напротив, мы должны исполняться благодарностью перед премудростью, благостью и долготерпением Господа, и через это чувство восходить к благочестию, а не скатываться к порокам.

Апостол Пётр призывал своих адресатов уметь видеть общую картину заботы Бога о человеке, а не замыкаться в своём локальном мирке, ведь именно способность видеть общее даёт нам возможность избежать частных грехов и пороков. Мы, размышляя о Втором Пришествии, призваны думать не только о себе самих, но и о всех тех людях, которым пока что не хватило времени для познания Бога и для исправления своей жизни. Впрочем, этого времени всегда будет мало, как и вообще времени всегда не хватает, а потому одна из задач христианина состоит в том, чтобы использовать каждую секунду по её прямому назначению, то есть ради благоугождения Богу, пребывая «неосквернёнными и непорочными в мире».

Похожие публикации