26 января 2024 года, в день памяти преподобного Иринарха Затворника, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Борисоглебском мужском монастыре.
Его Преосвященству сослужили: настоятель обители игумен Иоанн (Титов), иеромонах Илия (Кропанов), священник Димитрий Савин, священник Виктор Крупичев, священник Владимир Мартышин, священник Георгий Олонцев, иеромонах Лонгин (Быченков), священник Алексей Ковалёв, диакон Владимир Принёв, диакон Алексей Герасимов, диакон Олег Юрков, диакон Сергий Танчинец.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Дорогой отец Иоанн, дорогие отцы, братья и сёстры!
Сердечно поздравляю вас с днём памяти преподобного Иринарха, затворника Борисоглебского!
Нам с вами прекрасно известно, где и как жил преподобный Иринарх. Известно и то, в какое время и при каких внешних обстоятельствах проходила жизнь святого. Знаем мы также и о том, что его жизнь была вызовом для окружающих, его не понимали собратья-монахи. Читая житие преподобного, бывая здесь — в монастыре его подвига — невозможно не задаваться вопросом о том, какова была причина такого нарочитого аскетизма преподобного Иринарха, кажется довольно странным, что он отказывался жить так, как жили современные ему монахи, в этом можно увидеть определённого рода гордыню и преддверие духовного краха, но с преподобным Иринархом ничего подобного не произошло, напротив, он достиг святости. В чём же тут дело?
Мне кажется, что ответ мы можем получить из того евангельского отрывка, который прозвучал сегодня во время Литургии. Это был отрывок из 9-й главы Евангелия от Марка, и в нём передана весьма любопытная картина: апостолы Христовы шли недалеко от своего Учителя и негромко рассуждали о том, кто из них больше, то есть о том, кто из них главнее, кто из них ближе к Богу и ценнее в глазах Бога. Эта беседа была возможна ровно до той поры, пока ученики были уверены, что Христос их не слышит. Как только Господь заинтересовался темой беседы, ученики умолкли и не знали, что Ему ответить.
Обмануть Того, Кто воскрешает умерших невозможно, сказать Ему правду — тоже, правда слишком нелепо и глупо звучит. То, что казалось вполне приличной темой для беседы, стало абсолютно неприемлемым перед лицом Бога. Вопрос Христа заставил учеников посмотреть на себя самих Его глазами и увидеть истинную цену мыслей и рассуждений о собственном величии.
В связи с этой историей вспоминается рассказ одной верующей женщины о своём не менее верующем муже. Муж, несмотря на принадлежность к Церкви, обладал вспыльчивым характером и иногда, довольно редко, эта вспыльчивость давала себя знать в выяснениях отношений в стиле латиноамериканских «мыльных опер». Однажды словесная перепалка перешла допустимые границы, муж кричал, размахивал руками, брызгал слюной и вид имел не столько страшный, сколько комичный. И в этот момент жена спросила его может ли он перекреститься. Муж замер, задумался, оделся и вышел на улицу освежиться и успокоиться. Через какое-то время он вернулся и сказал, что этот вопрос не только показал физическую невозможность осенить себя крестным знамением, но и заставил его увидеть самого себя со стороны, увидеть себя глазами Христа.
Стоит только попытаться посмотреть на окружающий нас мир, на наших близких и на себя самих глазами Христа, как очень многое изменится. Если бы, прежде чем сделать что-либо, мы спрашивали себя: «Мог бы я делать это, если бы Христос был рядом и смотрел на меня?», если бы говоря что-нибудь, мы спрашивали себя: «Мог ли я говорить так, если бы это слышал Христос?» — мы бы многого не делали и не говорили. Но ведь суть христианской жизни заключается в том, что этого «если» не должно быть: всё, что делается, и всё, что говорится, делается и говорится в присутствии Христа.
Преподобный Иринарх именно так и жил. Ощущение присутствия Спасителя побуждало его к определённым действиям, и он поступал так, как повелевал Христос. Да, такой путь в монашестве — далеко не безупречный, он довольно опасный, он не может быть уделом абсолютного большинства, на этом пути легко совершить ошибку, приняв за голос Спасителя голос собственных страстей или же, что ещё печальнее, голос диавола. С преподобным этого не произошло, а значит мы имеем возможность обращаться к нему за помощью для того, чтобы он научил нас слышать голос Спасителя и жить в Его присутствии.