13 января 2024 года, в канун Недели 32-й по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие отцы, братья и сёстры!
Поздравляю вас с воскресным днём, с Обрезанием Господним и с днём памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской!
Все эти праздники выражают торжество нашей веры и нашего упования. И мы с вами находимся в совершенно замечательном положении: для укрепления в вере нам нет необходимости исполнятся особым вдохновением от Бога и устремляться своими взорами в будущее, нам достаточно обернуться назад и всмотреться в примеры тех людей, которые пронесли веру через свою жизнь и не были посрамлены. Именно к этому нас призывает Церковь, к тому же самому нас призывают и некоторые фрагменты Священного Писания Нового Завета. К примеру, в 11-й главе Послания апостола Павла к Евреям есть знаменитый гимн вере, в котором апостол упоминает всех живших упованием праведников Ветхого Завета, то есть тех людей, которые ради подкрепления своей веры вынуждены были смотреть вперед сквозь века, ожидая грядущего Избавителя Господа нашего Иисуса Христа.
Среди прочего, в гимне Послания к Евреям есть упоминание праотца Авраама: «Верою Авраам, будучи искушаем, принёс в жертву Исаака и, имея обетование, принёс единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование» (Евр. 11, 17–19). Эти слова апостольского послания говорят о кульминационном и самом непростом эпизоде жизни Авраама — о жертвоприношения Исаака.
Вообще, в отношении веры можно многое понять и не будучи верующим человеком, потому как в течение нашей жизни очень часто мы принимаем те или иные решения на основании веры. К примеру, мы едем в отпуска с верой, что доедем до конечного пункта назначения и благополучно вернёмся обратно. Мы стараемся следить за своим здоровьем, веруя, что это поможет нам избежать преждевременной смерти. Мы делаем много подобного этому.
Однако действия Авраама вызывают, с одной стороны, возмущение, с другой — глубокое непонимание. Здесь в самом деле есть чему возмутиться, и что не понимать. К примеру, возмутительно и непонятно требование Бога принести в жертву человека, ни до, ни после Бог не давал таких повелений. Возмутительна и непонятна реакция Авраама, он не спорит, он идёт и делает то, что потребовал сделать Бог. Это тем более странно, что в 18-й главе книги Бытия мы можем найти спор Авраама с Богом, Авраам пытался уменьшить количество жертв Божьего гнева на Содом и Гоморру. Когда же угроза нависла над ни в чём неповинным Исааком, Авраам не стал пререкаться.
Конечно, существует масса попыток объяснения столь удивительного поведения Авраама, и все они так или иначе сводятся к тому, что к моменту жертвоприношения Исаака вера Авраама достигла своего совершенства, и он совершенно точно знал о будущей участи Исаака, знал, что именно от Исаака произойдёт великий народ, с которым пребудет благоволение Божие. Авраам не знал, как это случится, но знал, что будет именно так, как множество раз обещал ему Бог. Вера Авраама, если судить по истории с Исааком, превзошла пределы разума, и он верил в то, что невозможно постичь разумом, он верил, что Бог в силах воскресить Исаака, о чём и сообщил апостол в Послании к Евреям.
Эти слова апостола призывают нас к молитве об обретении веры и к молитве о том, чтобы Бог дал нам силу жить по вере несмотря ни на какие внешние обстоятельства. Это сложно. Это безумно сложно. Но примеры жизни праведников Ветхого Завета и святых Нового Завета показывают, что это не невозможно. Да, крайне маловероятно, чтобы кто-то сумел обрести такую веру, которую обрёл Авраам, что, конечно же, вовсе не означает, что не стоит стремиться к обретению веры в доступной нам мере.