В 2016 году исполняется 80 лет со дня создания Иваньковского водохранилища — первого в Волжском каскаде искусственных водоёмов, созданных в результате перекрытия великой русской реки Волги плотинами.
На дно Московского моря, как часто называют Иваньковское водохранилище, ушло 106 сёл и деревень, 30 православных храмов и старинный русский уездный город Корчева. Создание Волжского каскада водохранилищ в то время — в 1930-1950-е годы для советских властей было великой стройкой, с грандиозными масштабами и глобальными перспективами. Но для простого русского народа это была трагедия.
Трагедия для заключенных ГУЛАГа, которых на гидротехнических «стройках века» погибло по разным данным от 300 до 500 тысяч человек. Трагедия для жителей затопляемой зоны: людям приходилось разбирать свои дома и переезжать в неизвестные места. Но перед переселением нужно было вырубить свой сад, заколоть скотину, сжечь основную часть имущества, которую взять с собой не давали, и лишь потом, под грохот взрывов храмов и монастырей, под треск горящих деревень ехать в неизвестность. Это было массовое народное горе, говорить о котором до конца 1980-х годов было не принято и запрещено. Из зоны затопления всех Волжских водохранилищ было переселено больше миллиона человек; снесено и затоплено 5 тысяч сёл и деревень, 17 православных монастырей, 300 храмов и около 800 кладбищ. Были затоплены обширные территории, с пойменными лугами и полями, вырублены миллионы гектар строевых лесов. Площадь всего Волго-Камского каскада водохранилищ составила 25 тысяч км2.
Об этой русской всенародной катастрофе много говорили и рассуждали в своих произведениях великие наши писатели Валентин Распутин и Василий Белов, много изучал тему затопления России, с разных, не только экологических, но и историко-культурных сторон, учёный, «человек, который любил и любит Россию» — Фатей Шипунов. Оглядываясь на случившуюся трагедию, понимаешь, что, конечно, было нужно электричество, была нужна судоходная Волга… Но те потери, что понёс русский народ, те утраты — историко-культурного и духовного наследия нашего Отечества, наверное, не сопоставимы с этим. Мы учимся на ошибках прошлого. Для этого мы должны сохранить память о затопленных сёлах, городах, православных святынях, памятниках истории и культуры нашего Отечества.
По благословению епископа Переславского и Угличского Феодора, при поддержке Администрации Угличского района и ряда общественных организаций в городе Угличе Ярославской области силами простых людей создается Музей затопленных территорий и православных святынь Верхневолжья. Музей, который будет хранителем памяти о территориях и святынях затопленных водами Иваньковского, Угличского, Рыбинского и Шекснинского водохранилищ. Хранителем памяти о городах Корчеве, Калязине, Весьегонске, Мологе, об их историческом прошлом и культурном наследии. Об усадьбах Мологского края — Верещагиных, Куракиных, Апраксиных, Шуваловых, Ушатых и двух усадьбах Мусиных-Пушкиных, в том числе и о знаменитом поместье Иловна, где находится могила Алексея Ивановича Мусина-Пушкина первооткрывателя «Слова о полку Игореве», президента Императорской академии художеств. О 5 величественных православных монастырях, среди которых Троицкий Макарьев мужской монастырь в Калязине — один из крупнейших на Верхней Волге, Паисиев Покровский мужской монастырь, считавшийся духовной кузницей Верхневолжья, и Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь, бывший северной женской лаврой. Всё это величайшее историко-культурное и духовное наследие, важно сохранить в виде музея, для нас с вами, для наших будущих поколений. Ибо пройдут годы, и, не дай Бог, об этих святынях, и вовсе забудут.
Музей затопленных территорий и святынь Верхневолжья будет представлять собой 12 экспозиций, каждая из которых будет посвящена конкретному затопленному городу, монастырю, усадьбам, жертвам строительства водохранилищ и гидросооружений. Мы — создатели музея — председатель МОО «Общественный совет по проблемам Рыбинского водохранилища» Дмитрий Коновалов, секретарь ЯРОО Общественный совет «Мологский край» Галина Бобкова, директор Фонда преподобного Макария Калязинского Николай Кафырин призываем неравнодушных к судьбе затопленных храмов и монастырей, городов и церквей, неравнодушных к историческому прошлому нашего Отечества граждан — примите участие в создании музея!