16 декабря 2023 года, в канун Недели 28-й по Пятидесятнице и дня памяти великомученицы Варвары, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие друзья, наступающий воскресный день совпадает с днём памяти святой великомученицы Варвары, которая издревле почитается христианами.
Житие это святой удивительно со многих точек зрения, и вместе с этим оно представляет собой некоторую противоположность тому, что мы привыкли считать благим и правильным. К примеру, в православной среде иной раз можно услышать мнение, что большое количество храмов — это безусловное благо, и это, действительно, так, но всё же необходимо сделать оговорку: благом храмы являются лишь в том случае, если они наполнены верующими, если они являются центрами христианской жизни, сами же по себе они мало кого способны сделать христианином, свидетельство тому — традиционно низкая воцерковленность тех людей, которые родились и выросли там, где исторически много храмов и монастырей, но мало церковной жизни.
Но причём тут святая великомученица Варвара? Её житие показывает, что Бог в силах привлечь человека к Себе не только без храмов, но и без проповедников. Конечно, это не означает, что мы должны оставить всякие попытки говорить о Христе, нет, это свидетельствует о том, что в основе нашей проповеди должна лежать глубокая молитва о даровании нам возможность быть устами Христовыми, мы должны понимать, что в деле проповеди Христа Воскресшего невозможно преуспеть, если мы не победим свою гордыню, если будем хотя бы в малейшей степени склонны приписывать успех проповеди не Богу, а самим себе.
Конечно, этот эпизод в житии великомученицы Варвары далеко не единственный из числа тех, которые выглядят странными и непонятными в глазах современного нам общества. Ещё один такой эпизод — это нежелание святой мученицы выходить замуж. Как мы с вами прекрасно знаем, стремление молодой девушки всецело служить Христу и не связывать себя ради такого служения узами брака до сих пор вызывает недоумение не только в светской, но зачастую и в христианской среде. Людям искренне непонятно, чем продиктовано такое стремление, им кажется, что жаждущий нераздельного служения Христу человек глубоко ошибается, его пытаются переубедить, используя для этого все доступные средства, не брезгуя запугиваниями, давлением авторитетом и откровенными манипуляциями. Как мы знаем из жития святой мученицы, её отец пошел дальше — он прибег к физической силе и к отречению от собственной дочери. Конечно, ни с чем подобным в христианской среде мы сегодня не сталкивается, но это не устраняет проблему нашего непонимания стремящихся к монашеству юношей и девушек.
Житие святой Варвары даёт нам ответ о причинах столь бесчеловечной реакции её отца, таких причин можно насчитать как минимум три: он был язычником, он был вдовцом, и у него не было никого, кроме дочери, и к дочери он относился как некоему идолу или же как к кукле, а не как к живому человеку, имеющему право на собственные убеждения с независимыми взглядами на жизнь. Даже одной из этих причин будет достаточно для того, чтобы не суметь корректным образом отнестись к выбору жизненного пути другим человеком, особенно же собственным ребёнком. Все эти причины нам стоит помнить, уметь видеть в самих себе их проявления, и молиться, чтобы Господь нас от них избавил, дабы мы не стали препятствием для кого-либо на пути его стремления к Богу.