В Неделю 27-ю по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил Литургию в Знаменском храме

свящ. Михаил Васильковский
Фото

10 декабря 2023 года, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице и день празднования иконы Божией матери «Знамение», епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Знаменском храме города Переславля.

В благословение и благодарность за понесённые труды на благо Святой Церкви в Переславской епархии Татьяна Александровна Трухачёва была удостоена архиерейской грамоты.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогой отец Сергий, дорогие отцы, братья и сёстры! Сердечно поздравляю вас с воскресным днём и с престольным праздником этого храма — днём чествования иконы Божией Матери «Знамение»!

История чествуемого сегодня образа отсылает нас к очень непростому периоду в жизни наших предков — периоду междоусобицы и постоянных локальных войн одних русских людей с другими. Однако, как мы с вами прекрасно понимаем, никакой христианин не хочет жить в состоянии войны, все мы хотим мирной, спокойной, предсказуемой и созидательной жизни.

Того же самого хотели и адресаты Послания апостола Павла в Эфес, отрывок из которого прозвучал сегодня во время Литургии, у эфесян тоже не было никакого бойцовского энтузиазма. Но апостол написал, что жизнь христианина по своей сути похожа на жизнь военного: нам постоянно необходимо сражаться, но сражаться не с какими-то видимыми и осязаемыми врагами, а «против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 12).

Никаких иных врагов у христиан, по мысли апостола Павла, нет и быть не может, апостол мыслил таким образом не потому, что у него лично не было врагов среди людей, они были, и об этом довольно много сказано в его апостольских посланиях, слова Павла продиктованы тем, что люди зачастую становятся лишь инструментом в руках иных, значительно более могущественных, более коварных и более опасных сил, бороться с людьми, ненавидеть их и считать их источником всех своих бед апостолу казалось крайне неразумным, Павел умел видеть суть происходящих процессов, таковому видению он учил и своих духовных чад.

В этом же отрывке апостол написал и о том, какие инструменты необходимы христианам в нашей борьбе против извечного врага Бога и человечества. Первое место в павловом списке оружия отведено праведности, которая является необходимым условием постижения Христовой истины, это понятно и вполне предсказуемо, о том, что праведность, как уклонение от всякого зла, есть основа преуспеяния, было написано задолго до апостола Павла, вся библейская литература премудрости проникнута этой мыслью, достаточно вспомнить одно из многочисленных высказываний царя Соломона, которое содержит в себе книга Притчей: «Мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение» (Притч. 3, 32).

Далее в своём перечне необходимого христианам оружия духовной борьбы апостол упоминает «готовность благовествовать мир». Здесь речь идёт о том, что христианин должен быть всегда готов к евангельской проповеди, конечно, не только словами, но и, в первую очередь, делами. Такая готовность — не только плод веры, она подразумевает и прекрасное знакомство с предметом проповеди, то есть с Христовым Евангелием и учением Церкви.

Особый акцент сделан апостолом Павлом на «щите веры». Действительно, без веры даже сама духовная брань делается невозможной, если нет веры, то человек попросту не в состоянии будет понять суть той борьбы, к который призывает своих читателей апостол. Неслучайно Павел пишет здесь не просто о вере как таковой, а соединяет её со словом «щит».

Действительно, вера — это щит, который спасает от направленных на человека стрел, вера даёт возможность не вдаваться в исследование долетающих до нас стрел врага, скажем, раздражения, зависти или злобы, а отражать их, когда они к нам приближаются. Веруя в Евангелие, мы становимся способны распознавать стрелы нашего противника так, как опытный воин умеет делать вывод о местоположении врага и об используемом им оружии, а также знает, каким образом можно защитить себя.

Заканчивает же апостол свой перечень духовного оружия упоминанием слова Божия. В русском синодальном переводе «слово» написано с большой буквы, и есть опасность неправильного отнесения этого термина ко Второй Ипостаси Святой Троицы, то есть к Господу Иисусу Христу, тогда как у апостола Павла речь идёт о слове Божием в прямом смысле — о библейских и новозаветных изречениях. Слово Божие несёт силу в самом себе, оно облагораживает ум, очищает сознание, помогает видеть вещи такими, какие они есть, без вооружения словом Божиим достичь победы над извечным врагом рода человеческого ни у кого не получится. Дай Бог, чтобы мы с вами услышали призыв апостола, и, чтобы его слова помогли нам в борьбе против извечных врагов рода человеческого!

Похожие публикации