В канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском соборе

3 декабря 2023 года, в канун праздника Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Дорогие друзья, поздравляю вас с праздником Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии!

Священное Писание несмотря на то, что некоторые его книги носят название исторических, имеет своей целью не передачу фотографически точной и абсолютно полной информации о тех или иных событиях, а рассказ о Боге и Его действиях по отношению к сотворённому Им миру, и, в первую очередь, по отношению к человеку. Ту же самую цель преследует и церковное Предание, его тоже нельзя рассматривать как некую историческую хронику, оно призвано отразить события в сфере духовной жизни, но делает оно это с привлечением доступных нашему восприятию физических образов.

Каждый раз, когда мы празднуем Введение Пресвятой Богородицы, мы сталкиваемся с непониманием того, как вообще возможно было это событие, кроме того, мы вспоминаем о том, что описания Введения нет в канонических книгах Нового Завета, а ещё мы вспоминаем, что установление этого праздника довольно позднее, и ранняя Церковь ничего о нём не знала. Всё это в совокупности побуждает некоторых христиан довольно критически относиться к празднику Введения.

Однако, я не хочу погружаться в размышление о том, было ли Введение или же его не было, а если оно было, то как оно было возможно в реальности иудаизма последних десятилетий перед Рождеством Христовым. Для нас значительно важнее должны быть те духовные смыслы, которые вкладывает Церковь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Именно о них и есть смысл поразмышлять.

Самый первый, буквально бросающийся в глаза, проистекает из церковного свидетельства о том, что с самого юного возраста Пресвятая Дева обладала невероятной и непостижимой нами внутренней чистотой и устремлённостью к Богу. Эти слова могут кому-то показаться странными, ведь мы привыкли говорить, что все дети чисты, святы и непорочны. Да, это так, правда здесь нужна оговорка: они таковы в силу физической неспособности совершать грехи, тогда как внутренняя расположенность ко греху в нас существует с самого рождения, и когда мы получаем таковую возможность, мы, к сожалению, реализуем эту предрасположенность на практике. Но Божия Матерь была иной, и именно на это указывает история её Введения во храм, которая, по своей сути, есть гимн чистоте Пресвятой Девы.

Но как Она такой смогла стать? Мы не видим какой-то внутренней борьбы, мы видим, если можно так выразиться, идеального младенца. Ответ нам всем известен: Она — плод чистоты и святости Своих родителей. И это — ещё один важнейший смысл нынешнего праздника, который указывает на то, что чистота и святость — это то, что воспитывается и взращивается поколениями, а потому не стоит требовать от Бога чуда чистоты собственных детей в том случае, если наша жизнь далека от евангельского идеала. Кажется, что это мысль довольна банальна, но почему-то мы о ней постоянно забываем: мы хотим изменить своих детей — неважно физических или духовных — но при этом не помним, что эта цель достигается только путём очищения собственной души и никак иначе. Никакие правильные слова и воспитательные методики не смогут нам помочь, если мы с небрежностью относимся к собственному духовному состоянию.

Дай Бог, чтобы мы об этом помнили, дай Бог, чтобы молитвами Пресвятой и Пречистой Богородицы и Приснодевы Марии в нас была неугасимая ревность о Господе и неослабевающее стремление к благочестию!

Похожие публикации