27 сентября 2023 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме святителя Иоанна Златоустого на подворье Никольского женского монастыря в селе Годеново Ростовского района.
За богослужением иподиакон Сергий Танчинец был рукоположен в сан диакона.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогая матушка Евстолия, отцы, братья и сестры! Поздравляю вас с Воздвижением Честного и Животворящего Креста Господня!
Священное Писание Ветхого Завета содержит в себе множество прообразов Креста Христова, но понять эти прообразы можно только в том случае, если мы смотрим на них через призму Нового Завета. Пожалуй, самым известным из такого рода прообразов является история из 21-й главы библейской книги Чисел: после очередного ропота израильтян на Моисея Господь наслал на Свой народ ядовитых змей, от укусов которых многие израильтяне умерли, те, кто остался в живых, осознали свою вину перед Моисеем и попросили его помолиться о них, чтобы это бедствие прекратилось. Моисей по повелению Божию сделал медного змея и «выставил его на знамя» (см. Числ. 21, 8), и каждый, кто после укуса змей поднимал свои глаза на знамя, оставался жив. Приблизительно так об этом повествует книга Чисел.
Давайте попытаемся понять, что же именно происходило тогда в пустыне и что стоит за скупым рассказом книги Чисел.
Израильтяне уже много лет странствовали по пустыне. За эти годы они преодолели массу самых разных невзгод, многие из них погибли, кто-то был убит своими же по причине нарушения тех заповедей, которые дал Моисей. Всё происходящее было мало похоже на первоначальное обетование Бога, ведь Бог обещал вывести Свой народ из Египта в Землю Обетованную, в которой «течёт молоко и мёд» (Исх. 3, 8), то есть в землю, обладающую необычайными плодородными свойствами, но вместо этого народ годами странствовал по пустыне, которую, конечно же, нельзя назвать плодородной.
Да, Бог давал народу всё необходимое для поддержания жизни, но не более того, а потому людей можно понять, и мы прекрасно знаем по себе, что зачастую нам бывает мало необходимого, мы хотим чего-то большего, мы смотрим на других, более успешных людей, и завидуем им. Хотим машину, если её нет, хотим машину получше, если она у нас уже есть, хотим квартиру, если её пока что нет, хотим квартиру большей площади, если она уже есть, хотим дачу, хотим на курорт, хотим больше зарабатывать, мы постоянно чего-то хотим, нам всегда мало того, что мы имеем, и мало кто способен в какой-то момент сказать, что у него всего в избытке и он ни в чём не нуждается.
Через свои ненасытные желания мы выражаем тоску по идеальному райскому пребыванию, но чаще всего мы не осознаем, что это именно тоска по раю, а потому оказываемся неспособными останавливаться в своих жеданиях и благодарить Бога за уже имеющееся у нас. Так получилось и с израильтянами: они не смогли сохранить в своих сердцах благодарение Богу, Который устроил их выживание в пустыне. Ответом Бога стали змеи, их можно трактовать самыми разными способами, но в общем смысле они означают те напасти, которыми подвергается любой человек, увлечённый постоянным увеличением своих владений и своего влияния.
Змеи были кругом, они убивали людей, и они были под ногами. Моисей по повелению Божию предложил людям не пытаться избежать укусов змей, то есть не смотреть себе под ноги, а вовсе перестать обращать внимание на змей, поднять головы и направить взгляд вверх — на штандарт с фигурой медного змея. Спастись от смерти смогли только те израильтяне, кто сумел поступить по слову Моисея.
Этот библейский образ замечателен во многих смыслах. Он показывает, что у любого человека есть два возможных пути: быть сосредоточенным на решении сиюминутных задач, которые возникли из-за нашего ненасытного стремления к обладанию тем, что Бог по какой-то причине нам не даёт, или же смотреть вверх, то есть на Бога, и только на Него обращать своё внимание, довольствуясь тем, что Он нам даёт.
Поднимая глаза от земли, от своих земных устремлений, мы видим уже не медного змея, мы видим распятого на Кресте Спасителя, видим Того, Кто, будучи Творцом и Вседержителем, во всём Себя добровольно ограничил, Кто довольствовался самым необходимым, Кто предал Себя в человеческие руки, и не изменил Своего решения даже тогда, когда люди решили убить Его. Поступая так, Он победил грех, уничтожил смерть, стал Новым Адамом и открыл нам дорогу к райскому блаженству. Он показал, что человек обретёт сладостный райский покой и удовлетворит свои многочисленные желания лишь при условии сознательного и последовательного отказа от всяких желаний, кроме одного: желания во всём и всегда следовать воле Божией так, как следовал ей Воплощенный Сын Божий Господь наш Иисус Христос.