В канун Недели 11-й по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском соборе

19 августа 2023 года, в канун Недели 11-й по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Развитие интернета и церковного присутствия в нём сделали возможным обращаться к поисковикам с абсолютно любыми вопросами, в том числе и с запросами относительно духовной жизни. Но те ответы, которые выдают поисковики, могут смутить, ведь выяснится, что авторитетные священнослужители очень часто не согласны друг с другом, и могут говорить, как кажется, нечто прямо противоположное. Если же обратиться с вопросами не к поисковикам, а к тем священнослужителям, которых мы знаем лично, то и здесь человек рискует получить несколько совершенно разных ответов на один и тот же вопрос. И это тоже может показаться странным.

Но дело в том, что в христианстве с самого начала его становления существовал плюрализм мнений. Так, мы знаем, что святые первоверховные апостолы Пётр и Павел далеко не во всём были согласны друг с другом, соответственно, не были согласны друг с другом и их ученики. Конечно, их несогласие не распространялось на вероучительные вопросы, а касались вопросов обрядового характера.

К примеру, во 2-й главе Послания апостола Павла к Галатам мы можем найти недоумение апостола Павла относительно действий апостола Петра. Недоумение было вызвано отношением апостола Петра к христианам из язычников.

2-я глава Послания к Галатам чрезвычайно важна, так как она даёт нам представление о жизни ранней Церкви, и показывает историю осмысления места бывших язычников в христианстве. Дело тут в том, что первоначально ученики Христа не мыслили себя вне иудаизма. Для них христианство, хотя, конечно, они не знали такого понятия, было не чем-то отдельным, оно было логичным развитием иудаизма. Именно поэтому первое время они молились в иерусалимском храме как в естественном месте молитвы. С распространением вести о Христе Воскресшем по всей Римской империи возник неизбежный вопрос: а как поступать с теми уверовавшими во Христа, кто не был иудеем? Каким образом они могут присоединиться к Церкви и что они должны исполнять после вхождения в церковное общение? Апостолы довольно быстро получили ответ на эти вопросы: вхождение в Церковь происходит исключительно через крещение, а все ритуальные предписания иудаизма остаются, собственно, в иудаизме, христиане свободны от исполнения многоступенчатых и сложных требований иудейского закона. В книге Деяний святых апостолов требования для христиан из язычников изложены так: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян. 15, 28–29). Для себя же самих апостолы избрали путь исполнения иудейского закона, так, как его исполнял Сам Христос, к тому же они не получали извещения о том, что надо поступать как-то иначе.

Но во 2-й главе Послания к Галатам мы находим продолжение истории, которая была изложена в книге Деяний. Принятое решение привело к некоторым сложностям: иудейский закон запрещал принимать пищу вместе с язычниками, то есть, с не иудеями. Неважно, христиане это или нет. Апостол Пётр оказался в некоторой ловушке: он понимал, что вера во Христа и сошествие Святого Духа выводят человека из разряда язычников. И потому апостол не видел проблемы в совместных трапезах. Но при этом он также понимал и то, что для некоторых из его братьев по крови такое отношение может стать соблазном и помешать Христову делу. Апостол Павел был не согласен с Петром. Он считал, что здесь необходимо быть честным до конца и в любой ситуации руководствоваться верой во Христа, а не когда-то записанным законом и страхом непонимания.

Нам неизвестно, что ответил апостол Пётр на слова апостола Павла, неизвестно и ответил ли он хоть что-нибудь. Наверняка, у него были свои основания поступать таким образом, а подозревать его в слабости характера у нас нет никаких оснований. Впрочем, важно не это, важна сама дискуссия и факт несогласия апостолов друг с другом. Этот факт показывает, что в различии мнений по одному и тому же вопросу нет ничего страшного, и каждый волен сам выбирать, какая позиция ему ближе, но при этом необходимо помнить, что разница во мнениях не должна приводить к разрыву в общении и обособлению от других христиан.

Похожие публикации