19 августа 2023 года, в праздник Преображения Господня, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Углича.
В благословение и благодарность за понесённые труды на благо Святой Церкви в Переславской епархии Тамара Анатольевна Никуличева была удостоена медали прп. Даниила Переславского II степени, Александр Юрьевич Волков был удостоен архиерейской грамоты.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогой отец Михаил, отцы, братья и сёстры, поздравляю вас с Преображением Господним!
Пожалуй, нет того христианина, который, размышляя о евангельских событиях, не пытался бы поставить себя самого на место того или иного евангельского персонажа. Это, действительно, очень любопытно: а как бы я повёл себя, если бы стал свидетелем воскрешения Лазаря? Или: изменился бы я, если бы увидел, как Христос претворил воду в вино во время свадьбы в Кане? А что бы я почувствовал, если бы оказался рядом со Христом в момент Его Преображения? Сегодня самое подходящее время, чтобы поразмышлять над последним из этих вопросов: мы вспоминаем Преображение Господне, мы всесторонне пытаемся его осмыслить и сделать для себя некоторые поучительные выводы.
За истекшее со времени Преображения Господня время церковные мыслители написали множество глубоких трудов, в которых они предприняли попытку понять, что означало Преображение, каким образом оно соотносится с Распятием Христовым и с Его Воскресением, а также дать ответ на вопрос соотнесения Преображения Господня с личным преображением всякого верующего во Христа человека.
Одно из важнейших песнопений сегодняшнего праздника — кондак — прямо говорит о связи Преображения и Страданий Христовых, а также о том, какие практические выводы должны были сделать Христовы ученики из Преображения: «Ты преобразился, Христе Боже, на горе, и ученики Твои созерцали славу Твою, насколько могли воспринять её, чтобы, когда увидят Тебя распинаемым, уразумели, что страдание Твоё добровольно, и проповедали миру, что Ты воистину Отчее сияние».
В этом песнопении мы видим некоторую идеализацию того, что произошло у Креста Христова во время Распятия Спасителя: тогда ученики, включая и тех, кто был со Христом на горе Преображения, не смогли установить какую-либо связь между Преображением и Распятием, не смогли осознать, что Распятие было добровольным, что Христос Сам Себя предал на Распятие ради спасения человечества от греха и смерти, у Креста Христова ученики испугались и большинство из них предпочли скрыться там, где их не смогут найти распявшие Спасителя люди. Осознать связь между Преображением и Распятием апостолы сумели несколько позже, тогда, когда им явился Воскресший Христос.
Вместе с этим богослужебное песнопение не идёт дальше и не идеализирует реакцию учеников на само Преображение, а их реакция была, скажем так, немного странной: апостол Пётр внезапно предложил сделать для Христа и древних пророков три кущи, то есть три палатки, так, как будто бы Спаситель, Моисей и Илия нуждались в тот момент в чём-то материальном. Это странно по той причине, что происходящее на горе должно было дать понять апостолам, что они стали свидетелями явления божественного порядка, они прикоснулись к иной реальности, в которой нет места ничему временному, материальному и тленному. Но апостолы были во многом подобны нам, они не могли даже на краткое время не считаться с требованиями физической природы человека, и потому предложили то, что могли предложить, и эти слова апостолов звучат как абсолютный диссонанс с происходящим. Впрочем, мало кто был бы способен при соприкосновении с божественной реальностью не прозвучать диссонансом и произнести те слова, которые оказались бы уместными. Конечно, реакция апостолов была вызвана и страхом, который упомянул в прочитанном сегодня за Литургией отрывке евангелист Матфей, но ведь явление силы Божией — это и в самом деле страшно, и всем нам свойственно пугаться тогда, когда Бог напрямую вторгается в нашу жизнь, потому что в таком случае жизнь теряет одно из своих базовых свойств — предсказуемость. В целом же Евангелие говорит нам, что размеренность течения нашей жизни — иллюзия, что эта размеренность может быть в любой момент нарушена бесконечным множеством способов, можно, к примеру, попасть под проливной дождь по дороге на важную встречу и в конечном итоге пропустить её по причине тотального повреждения делового костюма.
Но есть иные размеренность и стабильность, их человеку может дать лишь Бог, они не имеют ничего общего с тем, что мы привыкли подразумевать под размеренностью и стабильностью жизни, и чтобы обрести уверенность нам нужно научиться доверять лишь Богу, и быть готовыми с благодарностью воспринимать то, что Он нам посылает на путях нашей жизни, памятуя, что всё это существенно необходимо для нашего личного преображения.