15 августа 2023 года, в годовщину блаженной кончины старицы Ксении Красавиной, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме Животворящей Троицы села Архангельского Мышкинского района.
По окончании богослужения был совершён крестный ход к могиле старицы Ксении, где затем была отслужена панихида.
Епископ Феоктист обратился к собравшимся:
— Дорогие отцы, братья и сёстры, поздравляю вас с днём памяти старицы Ксении! Отца Андрея и матушку Феодориту сердечно благодарю за заботы по воссозданию этого прекрасного храма и за подготовку к сегодняшней Литургии!
Невозможно читать Евангелие и не замечать, что на его страницах постоянно повторяется один и тот же сюжет: Христос регулярно дискутирует с фарисеями, а они всякий раз пытаются Его в чём-то подловить и выдвинуть обвинения в нарушении закона. Но так было не всегда. Пути Христа и фарисеев разошлись далеко не сразу, первоначально фарисеи были главной целевой аудиторией Христовой проповеди. В Его словах можно увидеть очень много общего со словами уважаемых фарисейских раввинов. Иногда мысли Христа следуют за мыслями живших до Него раввинов с почти буквальной точностью. Христос также, как и фарисеи, относился с глубоким почтением к закону Ветхого Завета во всём его многообразии. Он не считал, что какая-либо заповедь может быть отвергнута как утратившая актуальность, Он говорил, что «доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится всё» (Мф. 5, 18).
Так было сказано в 5-й главе Евангелия от Матфея, а к 23-й главе, отрывок из которой мы сегодня услышали, Христос говорит, как кажется, нечто прямо противоположное: Он критикует стремление фарисеев к исполнению требования закона относительно ритуальной чистоты, критикует их стремление тщательно исполнять предписания о десятине. Конечно, противоречие это лишь кажущееся. Его легко устранить, если вспомнить, что любой закон, в том числе и закон Ветхого Завета, не самоценен. Он существует не ради себя самого, у него есть некая конечная цель, к достижению которой должно приводить исполнение предписаний закона.
В этом отрывке Христос утверждает, что важнейшее в законе — суд, милость и вера. Это то, ради чего был дан закон. Все его предписания должны приводить к ним. Точно также, как правила дорожного движения существуют не ради самих себя, а ради безопасности. Правильно в каждой конкретной ситуации то, что наиболее безопасно и при этом неважно, каким образом оно соотносится с буквой правил. Скажем, правила требуют, чтобы автомобиль, который выезжает со второстепенной дороги на главную, уступил дорогу тем, кто движется по главной дороге. Но по каким-то причинам водитель может не заметить тот транспорт, которому он должен уступить при выполнении своего манёвра. Довольно странно будет выглядеть тот, кто движется по главной дороге, в случае если он решит проигнорировать этот факт и пойдёт на риск столкновения ради исполнения правил, которые отдают ему преимущество проезда. Нормальный водитель предпримет всё необходимое, чтобы избежать аварии, потому что безопасность — это всеми признаваемый приоритет дорожного движения.
Фарисеи же предпочитали действовать иначе. Они, если продолжить аналогию с современным нам дорожным движением, готовы были погибнуть сами и прихватить с собой кого угодно ради исполнения буквы правил. Они отказывались видеть суть предписаний.
К сожалению, Христос не сумел их переубедить. Слишком далеко зашла их убеждённость в важности буквалистского исполнения предписаний закона. Воплощенному Богу не оставалось ничего другого, кроме как перестать вести какую-либо дискуссию с этими людьми.
К счастью, у нас есть люди, которые сумели понять слова Христа во всей их полноте, понять и исполнить. Блаженная Ксения — одна из таких людей. В её жизни, как мы знаем, не было ничего формального, ничего такого, что считал правильным окружающий её мир, но было следование Христовым словам всегда и во всём, невзирая на обстоятельства эпохи. Потому то Бог её прославил ещё при её жизни, потому то и сегодня мы о ней не забываем. Пусть же её пример вдохновит нас на укрепление в вере, в милосердии и любви, дабы мы сумели стать христианами в полной и совершенной мере!