9 августа 2023 года, в день памяти великомученика и целителя Пантелеимона, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Свято-Троицком Даниловом монастыре.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Дорогие отцы, братья и сёстры, поздравляю вас с днём памяти святого великомученика Пантелеимона, отца-настоятеля сердечно поздравляю и с днём тезоименитства!
Каждый год в этот день мы слышим во время Божественной Литургии один и тот же отрывок из второй главы Второго послания апостола Павла к своему ученику Тимофею. Сами по себе Послания к Тимофею относятся к так называемым пастырским посланиям, то есть к посланиям, адресованным пастырям Церкви Христовой, к тем, кому Бог доверил нести служение священнослужителей — епископов и пресвитеров. Из этих посланий мы можем почерпнуть, пожалуй, всё, что нам необходимо в нашей деятельности: от советов относительно обустройства собственной жизни до правил, касающихся реакции на обвинения собратий в тех или иных преступлениях.
Тот отрывок, который прозвучал сегодня, говорит о самих пастырях, о том, как нам надлежит устраивать собственную жизнь. Конечно, немного странно, что Церковь выбрала для чтения за Литургией в день памяти великомученика Пантелеимона именно этот отрывок, ведь великомученик не был ни священником, ни епископом, можно сделать предположение, что такой выбор обусловлен упоминанием необходимости переносить страдания, подобно «доброму воину Иисуса Христа» (2 Тим. 2, 3).
Вообще, для посланий апостола Павла характерно использование как военной, так и спортивной аналогий. В нынешнем отрывке мы встречаем и первую, и вторую. Начинается же отрывок с аналогии военной — с уподобления христианина воину. Но речь у апостола Павла идёт не о защите интересов государства, а о том, чтобы воевать вместе со Христом. Защита интересов государства предполагает, среди прочего, причинение страданий другим людям, если будет таковая необходимость. В конце концов, военная победа — это всегда чьи-то страдания, всегда чья-то боль и разрушение жизни. К этому необходимо быть готовым тому, кто взялся за оружие. Точно также должен быть готов пострадать вместе со Христом тот, кто считает себя христианином. Не причинить страдания, а пострадать самому. Причем пострадать без всякого принуждения. Для апостола Павла эти слова не были теорией, потому как и он сам проводил свою жизнь в страданиях за слово о Христе. Он говорил о Христовом Воскресении, а его за это избивали, заключали под стражу, угрожали убить и, в конечном итоге, убили. Тимофей жил в то же самое время и подвергался тем же самым нападкам. Павел пытался ободрить своего ученика и последовательно приводит три аргумента.
Первый из них — «Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику» (2 Тим. 2, 4) — говорит о том, что христиане, подобно солдатам и офицерам действующих армий, не должны слишком сильно увлекаться обустройством собственной жизни. Это отвлекает от главного и это серьёзное обременение, которого стоит избегать.
Второй аргумент звучит несколько загадочно: «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2 Тим. 2, 5). Он понятен, если иметь в виду спортивные состязания: никакие тренировки не принесут победы с её почестями, если в какой-то момент спортсмен решит проявить смекалку и воспользуется допингом. Но какое отношение это имеет к христианству? Самое непосредственное: те или иные спортивные ухищрения это попытка найти более простой путь. Последователи Христа подвергаются тем же самым соблазнам. Можно долгие годы провести в аскетическом подвиге, можно быть ярким проповедником Христова Царства, но в какой-то момент поддаться искушению пойти по более лёгкому пути, элементарно испугаться гонений и связанного с ними дискомфорта.
Третья аналогия основывается на совсем другой области: «Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов» (2 Тим. 2, 6). Есть те, кто непосредственно работает в поле, а есть те, кому принадлежат эти поля. Каждого, особенно пастырей, то есть коллег Тимофея, подстерегает опасность трудиться не самому, а устроить так, чтобы другие трудились для твоего блага. Этот метод приемлем в сельском хозяйстве, но в духовной жизни такой метод не работает. Только личный подвиг веры может принести свой плод.
Я очень надеюсь, что все мы услышим эти слова апостола Павла и примем их как обращённые лично к каждому из нас. Ну а ты, дорогой отец Пантелеимон, попросту не имеешь права не услышать апостола. Впрочем, я знаю, что ты его прекрасно слышишь, и делаешь всё для того, чтобы каждую секунду своей жизни исполнять апостольские рекомендации. Дай Бог, чтобы твоя христианская и пастырская ревность не оскудела, и, чтобы ты стал наследником той же благой участи, которую унаследовали все от века угодившие Богу святые!