В канун Недели 7-й по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском соборе

22 июля 2023 года, в канун Недели 7-й по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие друзья, поздравляю вас с наступающим воскресным днём и с днём памяти преподобного Антония Киево-Печерского, начальника всех русских монахов!

Среди множества соцопросов, к сожалению, нет такого, который был бы посвящён осмыслению нашими современниками монашества. Впрочем, из общих соображений и наблюдений за жизнью общества можно предположить, что такой соцопрос дал бы не самые утешительные результаты, наверняка оказалось бы, что очень многие люди строят свое представление о монашестве на основании различного рода слухов, баек, легенд и карикатурных образов, ну а в целом относятся к монахам как к существам непонятным, а потому и подозрительным.

Интересно, что такое отношение характерно и для определённой части церковного общества, в котором всё чаще звучит мнение, будто бы монашество повлияло на христианство не самым лучшим образом, в частности, критике подвергаются различные дисциплинарные церковные предписания, которые базируются на монашеском взгляде на жизнь. За таким воззрением кроется всё то же непонимание сути монашеской жизни и монашеского делания. Именно о сути монашества в день памяти преподобного Антония мне хотелось бы сказать несколько слов, взяв за основу те евангельские слова Господа нашего Иисуса Христа, которые обычно не прочитывают как относящиеся к монашеству, это слова из 23-й главы Евангелия от Матфея: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даёте десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23, 23).

Да, здесь о монашестве ничего не сказано. Но и во всём Священном Писании о монашестве тоже не сказано ни слова. Христова речь 23-й главы Евангелия от Матфея была обращена к фарисеям, которые, как это явствует из евангельских слов, чрезмерно много внимания уделяли внешним формам проявления своего почитания Бога, но при этом забывали о сути такового почитания. У фарисеев были свои причины поступать таким образом, и причины эти заключались в том, что фарисеи жили самой обычной обывательской жизнью, следовательно, они были вынуждены постоянно отвечать на вопрос о том, каким образом в рамках такой жизни можно оставаться верным Богу. Самый простой и очевидный ответ на этот вопрос лежит на поверхности: надо постараться сделать так, чтобы все сферы жизни человека были пронизаны памятью о Боге, для этой цели необходимо жизнь регламентировать таким образом, чтобы в ней не осталось того места, которого бы не коснулся изложенный в Священном Писании Закон Божий. А потому необходимо платить десятину и с пряных трав несмотря на то, что в Писании нет об этом предписаний. Христос в Своей речи упомянул это как крайне негативный пример, вместе с этим Он сказал о том, что вместо десятин надлежит думать о сути Закона, то есть о справедливости, о милосердии и о вере.

Собственно, монашество зародилось именно как стремление исполнить эти Христовы слова, изначально люди уходили из общества ради того, чтобы сосредоточиться на главном: на справедливости, на милосердии и на вере, и не думать ни о чём ином. Со временем это стремление стало восприниматься как некий идеал христианской жизни, каковым оно, собственно, и является. Впрочем, для того, чтобы осуществить этот идеал, вовсе нет необходимости отрекаться от всего и от вся с последующим уходом в пустыню или же в глухой лес, история христианства показала, что можно и по-другому, можно оставаться в привычном окружении, но изменить целеполагание своей жизни, а именно: перестать сосредотачивать внимание на внешнем и на том, что кажется важным нехристианскому миру, и обратить свой взор на становление внутреннего человека по тому образцу, который дал нам Христос. И здесь опыт жизни монахов может очень пригодится, потому что монахами и идеальными христианами их сделал вовсе не образ жизни и не специфические одежды, а внутреннее устроение, с Евангелием как центром жизни и со стремлением к соединению со Христом как её смыслом.

И дай Бог, чтобы преподобный Антоний с сонмом преподобных научили нас таковому стремлению, и тому, как его осуществить на деле!

Похожие публикации