В день памяти преподобного Никиты Столпника епископ Феоктист совершил Литургию в Никитском монастыре

свящ. Михаил Васильковский
Фото

6 июня 2023 года, в день памяти преподобного Никиты Столпника, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Никитском мужском монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Дорогой отец Димитрий, отцы, братья и сёстры, поздравляю вас с днём памяти преподобного Никиты, столпника Переславского!

Все мы с вами знаем о житии этого святого, знаем о силе его молитвы, о его самоотречении, о его всецелом следовании Евангелию. Мы читаем его житие и вдохновляемся им. При этом не может не возникать практический вопрос: в какой мере и как именно мы с вами можем уподобиться святому Никите? Неужели для этого необходимо закопать себя живьем в землю и пребывать там в непрестанной молитве? Возможно, были, есть и будут люди, которые решат поступить именно так. Если же мы посмотрим на подвиги преподобного Никиты через призму Евангелия, то мы поймём, что буквальное воспроизведение его жизни не имеет никакого смысла для спасения души.

Сегодня за Литургией мы два раза услышали Христовы Заповеди блаженств: в первый раз они прозвучали в качестве третьего антифона, второй — в рамках рядового евангельского чтения. Эти Христовы заповеди существенным образом отличаются от Десяти заповедей закона Моисея, которые были очень просты, они явным образом предписывали то, что нужно делать и то, от чего необходимо воздерживаться. Если заповедь говорит «не убий», значит, нельзя убивать. Если заповедь говорит «не укради», значит, не надо красть. Всё предельно ясно. Есть, конечно, к этим заповедям и некоторые вопросы. К примеру, из текста «не укради» не вполне очевидно до какого предела простирается эта заповедь: уклонение от уплаты налогов является её нарушением или нет? А бесконтрольный расход воды в гостиничном номере? А использование чужой карты лояльности в магазине? По отношению к любой из заповедей Ветхого Завета подобных вопросов может быть бесконечное множество, но все они лежат в сугубо практической плоскости, они являются попытками осознать, какое действие является грехом, а какое нет. У Церкви за годы её исторического бытия накопились внятные и подробные ответы на абсолютное большинство вопросов такого рода, эти ответы содержатся в многочисленных трудах как древних святых, так и современных нам подвижников благочестия.

С Христовыми заповедями блаженств всё значительно сложнее, ведь они не диктуют то, как должен поступать человек в той или иной ситуации, поэтому понять, что является грехом против этих заповедей крайне непросто. Более того, весьма затруднительно вообще говорить о грехе против них. Как, к примеру, можно согрешить против заповеди о блаженстве изгнанных за правду? Неужели против неё виновен тот, кто возвещает Христову истину, но почему-то не подвергается за это гонениям?

Вообще, если мы внимательно посмотрим на евангельские изречения Христа, то мы почти не найдём в них конкретных руководств к действию. Причина проста: все они, в том числе и заповеди блаженств, имеют своей целью не создание земного благополучного общества, а преобразование души человека для достижения им Христова Царства, поэтому слова Спасителя регламентируют не физическую жизнь, а внутреннее устроение человека, следовательно, их невозможно корректно трансформировать в привычную нам форму строгого закона, ведь они превосходят всё то, что имеет какое-либо отношение к временной жизни. Слова Христовы своё действие простирают значительно дальше — они самым непосредственным образом воздействуют на душу человеку, и воспринимать их надо именно так: через молитвенное размышление и через погружение своего ума в труды тех наших предшественников в вере, жизнь которых засвидетельствована святостью.

То же самое можно сказать и о подвигах христианских святых: их подвиги — это не модель для воспроизведения, это то, каким образом вовне отразилась внутренняя трансформация этих людей в силу исполнения ими Христовых заповедей и под влиянием Духа Святого. У преподобного Никиты она выразилась в сугубом физическом и молитвенном подвиге, у кого-то другого — в подвигах милосердия, у кого-то в молчании, у кого-то в подвиге юродства и так далее. Поэтому, взирая на наших святых, мы должно думать не о том, как подражать им во внешнем, а о том, каким образом нам необходимо устроить свою душу по слову Христову, и если получится это сделать, то такое устроение отобразиться на нашем личном индивидуальном пути жизни.

Похожие публикации