В день памяти святителя Алексия, митрополита Московского, епископ Феоктист совершил Литургию в Алексеевском монастыре

свящ. Сергий Савенков
Фото

2 июня 2023 года, в праздник обретения мощей святителя Алексия, митрополита Московского, всея России чудотворца, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Алексеевском женском монастыре.

По окончании богослужения владыка Феоктист обратился к собравшимся:

— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с днём памяти святителя Алексия, митрополита Московского, всея России чудотворца!

Святитель Алексий ещё при своей жизни прославился как в высшей степени деятельный человек, который имел попечение не только о Церкви, но и о государстве, основным же стремлением его общественной деятельности было единство русского народа.

О единстве говорит и нынешнее рядовое евангельское чтение, которое представляет собой фрагмент Первосвященнической молитвы Господа нашего Иисуса Христа, даже без глубокого погружения в текст этой молитвы очевидно, что её основной мотив — единство, и, что очень важно, не единство идейное или же единство общих забот и общей жизни, а единство сущностное, подобное единству Бога-Отца и Бога-Сына: «да будут едино, как Мы едино» (Ин. 17, 22).

Спаситель знал, что любое человеческое общество стремится к разделению, а Евангелие показывает, что это стремление не было чуждо и апостолам. В качестве примера можно вспомнить историю из Евангелия от Марка, которая повествует о просьбе апостолов Иакова и Иоанна, обращённой ко Христу: «Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей» (Мк. 10, 37). Там же мы находим и реакцию других десяти апостолов: «И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна» (Мк. 10, 41). Из этой истории видно, что апостолы были, несмотря на общую жизнь, далеки от единства: некоторые искали первенства, ну а Иуда вынашивал план предательства. Позднее, после Сошествия Святого Духа на апостолов, сложности с единством никуда не делись, апостолы далеко не во всём были согласны друг с другом, у них были споры и были конфликты, впрочем, связано это было не с личными амбициями, а с особенностями понимания возложенной на них миссии, а потому преодоление разделений происходило довольно легко.

В современном нам мире мы также всюду наблюдаем разделение, причём наблюдаем это в прямом смысле слова: повсюду нас встречают ограды, заборы, пропускные пункты, бронированные двери, кодовые замки и множество иных ограничителей, призванных оградить одних людей от других. Мы боимся друг друга, и в качестве страховки предпочитаем никому не доверять. Печально, что это явление проникает и в церковную жизнь. Помимо всем известным разделениям между различными христианскими народами, мы стремимся к разделению и внутри своих малых приходских или же монастырских общин. И нам стоит об этом задуматься, ведь стремление к разделению не только противоречит воле Христа, выраженной в Его молитве, оно противоречит и изначальному замыслу Бога о человеке, это стремление пришло в нашу жизнь вместе с грехопадением. Уже из самого этого факта можно сделать вывод, что вернуться к первозданному состоянию можно лишь путём преодоления разделений. Иными словами, мы не можем достичь обещанного Христом блаженства в том случае, если не сумеем быть в мире и единстве с нашими близкими.

Конечно, одного желания здесь недостаточно, потому что есть масса объективных факторов, которые делают единство невозможным. Нам необходима помощь свыше, Христова молитва о единстве учеников — залог того, что такая помощь будет подана каждому, кто осознает бедственность разделений и обратится с искренней просьбой к Подателю всяческого блага Богу.

Похожие публикации