25 мая 2023 года, в праздник Вознесения Господня, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Вознесенском храме села Охотино Мышкинского района.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— С Вознесением Господним вас, дорогие отцы, братья и сёстры!
Евангельский рассказ о Вознесении удивляет: апостол Лука свидетельствует, что ученики Христовы, ставшие очевидцами Вознесения Господня, «возвратились в Иерусалим с великою радостью» (Лк. 24, 52). Они расстались со Христом, но при этом радовались, причём радовались сильно. И это удивляет.
Мы с вами прекрасно понимаем, что расставание — это грустно. Грустно расставаться с людьми, с родным городом, с домом, с привычными вещами, даже с домашними животными расставаться бывает печально. Но здесь мы видим нечто совершенно иное: апостолы расстались со Христом, Который был для них не только Воплощённым Богом, но и другом, при этом апостолы радовались. Такое положение дел заставляет нас задуматься: а каким образом апостолы воспринимали Вознесение Господне? Было ли оно для них расставанием? Или же они понимали Вознесение как-то иначе?
Чтобы ответить на эти вопросы, нам надо вспомнить, как полностью звучит евангельский стих с упоминанием апостольской радости: «Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью» (Лк. 24, 52). В этом стихе, помимо радости, обращает на себя внимание и упоминание того, что апостолы поклонились Христу. Никогда прежде они этого не делали. Да, они Его почитали, они изумлялись Его делам, они благоговели перед Ним, но они Ему не поклонялись, здесь же мы видим изменение отношения, которое было связано с тем, что апостолы изменили своё отношение ко Христу как к Человеку, на отношение к Нему как к Богу, что, в свою очередь, означает окончание того времени, когда общение со Христом было ограничено временем и пространством. С Вознесения начинается новая эпоха — общение со Христом перестало быть чем-либо ограничено, а потому больше нет необходимости, к примеру, разбирать крышу, чтобы спустить к ногам Христа парализованного человека, или же сидеть на дороге ради того, чтобы попасться на глаза Христу и получить исцеление. Христос после Вознесения — везде, Он всюду слышит, и нет необходимости Его где-то подстерегать. Отныне Его Божественная власть ничем не ограничена.
Апостол Павел, несмотря на то, что он не присутствовал при Вознесении, выразил новую парадигму прекрасными словами Послания к Римлянам, эти слова известны всем христианам, но их стоит повторить: «Ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8, 38-39).
Отсюда становится понятно, какого рода радость переполняла апостолов после Вознесения Господня: это была радость полного единения со Христом. Да, Он вознёсся, Его Пречистое тело отныне находится на Небе, но при этом Он стал нам ближе, и мы стали с ним неразлучны.
Дай нам всем Бог ощутить эту радость постоянного пребывания со Христом на том месте, на которое мы с вами поставлены! Дай Бог, чтобы эта радость побуждала нас к евангельским трудам совлечения ветхого человека с делами его (см. Кол. 3, 9)!