В канун праздника Вознесения Господня епископ Феоктист совершил богослужение во Владимирском соборе

Дмитрий Ухоботов
Фото

24 мая 2023 года, в канун праздника Вознесения Господня, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— С праздником Вознесения Господня всех вас сердечно поздравляю!

Мы веруем и исповедуем, что Господь наш Иисус Христос вознёсся на Небо и сел одесную Бога-Отца. Основа нашей веры — слова Евангелия от Марка, а именно — предпоследний стих этого Евангелия: «И так Господь, после беседования с ними, вознёсся на небо и воссел одесную Бога» (Мк. 16, 19). Это единственное евангельское место, в котором сообщается о том, что Спаситель воссел одесную Бога со Своей Пречистой Плотью, из этого евангельского стиха вытекает всё христианское богословие, касающееся пребывания человеческой плоти в недрах Святой Троицы. А празднуем мы сегодня как раз это — обожение человеческой плоти, её вознесение и пребывание с Богом. Со времени Вознесения Господня человек перестал быть разделён с Богом, и это означает возможность восхождения человека туда, куда вошёл Спаситель — на Небо. У святителя Григория Двоеслова есть по этому поводу замечательные слова: Вознесением Господним «истреблено рукописание нашего осуждения, отменён приговор на наше повреждение. Ибо та природа, которой сказано: «земля еси, и в землю отыдеши» (Быт. 3, 19), сегодня вознеслась на небо».

Но все эти слова — богословие, которое с некоторой долей условности можно назвать и философскими определениями. Вопрос же заключается в том, какие практические следствия можно извлечь из факта пребывания Господа Иисуса Христа с Его Воскресшей Плотью одесную Бога-Отца. Что конкретно означает для каждого из нас это пребывание? Каким образом Вознесение Господне меняет нашу жизнь?

Самое важное изменение состоит в том, что теперь никакой человек не может быть описан исключительно земными физическими характеристиками, какими бы широкими они ни были. Мы все имеем одну природу, которую воспринял и Господь наш Иисус Христос, и эту человеческую природу Своим Вознесением Он возвысил на ту высоту, о которой невозможно говорить в полной мере корректно, о ней Священное Писание упоминает лишь описательно, используя оборот «одесную Бога», это выражение по своему буквальному смыслу означает некое местоположение в пространстве, тогда как от такого понимания предостерегал ещё блаженный Августин: «Если, думая о теле Господнем, в котором Он из гроба взошёл на небо, мы представляем Его в человеческом виде, то из этого не следует, что, раз Он восседает одесную Отца, то Отец сидит от Него по левую сторону. Дело в том, что в этом блаженстве, превосходящем всякое человеческое разумение, есть только одна десница, и эта десница — имя самого блаженства».

Наше человеческое естество вознесено, следовательно, отныне от нас требуется понимание того, что грех против плоти — это не частное дело человека и это не нечто безобидное, это грех и против Бога. Именно из понимания обретённой Вознесением Господним величия человеческой природы вытекает, к примеру, христианское благоговение к телам усопших, и, к счастью, это благоговение мы интуитивно пониманием и ему следуем. Но если у нас благоговение к усопшим, то какова должна быть сила благоговения к живущим и к самим себе, ведь в каждом из нас обитает и бессмертная душа, тогда как телу ещё только предстоит обрести бессмертие в момент всеобщего воскресения?

Дай Бог, чтобы нынешний праздник послужил нашему возрастанию в благоговении к друг другу и самим себе, дай Бог, чтобы мы были предельно внимательны к тем движениям ума и души, которые способны привести к грехам против нашего человеческого естества и тем самым помешать взойти туда, куда взошёл наш Господь!

Похожие публикации