В четверг Светлой седмицы епископ Феоктист совершил Литургию в Даниловом монастыре

Дмитрий Ухоботов
Фото

20 апреля 2023 года, в четверг Светлой седмицы, день памяти преподобного Даниила Переславского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Свято-Троицком Даниловом монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Христос воскресе!

В Своей беседе с фарисеем Никодимом «из начальников Иудейских» (см. Ин. 5, 1), отрывок из которой мы сегодня услышали во время Литургии, Господь Иисус Христос сказал о том, что увидеть Царствие Божией может лишь тот, кто родится свыше (см. Ин. 5, 3), в этой же беседе Спаситель уточнил Свою мысль, сказав и о рождении от воды и духа (см. Ин. 5, 5). Как мы знаем из текста Евангелия эти слова вызвали вполне понятное удивление Никодима: о каком таком рождении может идти речь, если человек уже давно взрослый? Конечно, в христианской среде Христовы слова не вызывают недоумения: мы привыкли говорить о крещении как о втором рождении, говорим мы так и про монашеские постриги, с определёнными оговорками можно и исповедь назвать вторым рождением. Все те церковные таинства, которые направлены на кардинальное изменение человека мы воспринимаем как второе рождение. И это вполне справедливо. Правда, необходимо внести небольшое уточнение.

Господь никогда не использовал случайных слов, не было в Его речи и незаконченных образов. Этим Его речь существенно отличалась от нашей, это у нас есть проблемы с формулированием своих мыслей, у Христа не было ничего подобного, как не было в его речи и использования слов-паразитов. Если Он сказал о рождении свыше, то это означает, что слово «рождение» — это не просто красивый образ или же удачная метафора, следовательно, нам стоит подумать про рождение как таковое.

В современном мире существует множество исследований, посвящённых попыткам понять, что чувствует младенец в процессе своего появления на свет. Даже если мы не знакомы с этими исследованиями, нам вполне очевидно, что появление на свет, мягко говоря, не самый приятный процесс: он, как минимум, сопровождается сменой привычной обстановки, причём сменой настолько радикальной, что меняется буквально всё. Исследования же добавляют: рождение сопровождается даже не страхом, а самым настоящим ужасом, таким, какой испытывает человек перед лицом неизбежной гибели, к примеру, тогда, когда он находится в стремительно падающем самолёте. Первый крик младенца — ничто иное, как крик ужаса. Попросту говоря, рождаться в высшей степени страшно и больно. К счастью, Господь устроил так, чтобы мы об этом не помнили.

Христос же говорит именно о рождении, а не о той радостной взрослой суете, которая сопровождает приход в мир нового человека. Иными словами, Спаситель говорит о боли и о смертельном ужасе.

И, действительно, именно эти два состояния сопровождают тех, кто решит последовать словам Христовым и начать идти по пути рождения свыше. Для того, чтобы заново родиться, придётся снова испытать те же самые состояния. Смертельный ужас необходимости расставания со своей привычной жизнью, за пределами которой, как кажется, нет ничего, и боль умирания для греха. Если нам за время нашей христианской жизни не доводилось сталкиваться ни с чем подобным, то это означает, что мы ещё не начали рождаться свыше, при этом не имеет никакого значения наш церковный «стаж», а также занимаемое нами место в церковной иерархии. Те таинства, которые были над нами когда-то совершены, — лишь открывают возможность к рождению свыше, и поддерживают нас на этом пути. Но действовать необходимо самим, конечно же, с всецелой верой слову Христову.

Именно этого я и хочу всем нам сегодня пожелать, тем более что именно сегодня мы совершаем память великого подвижника, человека, который, без всякого сомнения, родился свыше. Пусть же его молитвами Воскресший Господь наш Иисус Христос даст нам крепость веры, стойкость отвагу на пути достижения Небесного Царствия!

Похожие публикации