В праздник Похвалы Пресвятой Богородицы епископ Феоктист совершил Литургию в Даниловом монастыре

свящ. Михаил Васильковский
Фото

1 апреля 2023 года, в Субботу Акафиста, праздник Похвалы Божией Матери, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Свято-Троицком Даниловом монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогой отец Пантелеимон, отцы, братья и сёстры! Поздравляю вас с днём чествования Пресвятой, Пречистой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы!

Церковь именует нынешний день Похвалой Пресвятой Богородице, и Церковь предписала нам возносить сегодня множество похвальных песнопений в Её честь. Да и любое иное церковное богослужение, впрочем, как и домашняя христианская молитва, немыслимы без славословий в честь Божией Матери, вся молитвенная практика христиан пронизана восхвалением Матери Воплощённого Бога. Для нас это совершенно естественное положение вещей, мы в этом живём, и мы к этому привыкли.

Но если обратить внимание на Священное Писание Нового Завета, то мы не можем не заметить, что в нём нет никакого особого акцента на Божией Матери, в качестве действующего лица Она выступает лишь в первых главах Евангелия от Луки, после же Рождества Христова Она уходит в тень, и Её мы больше не видим в качестве основного героя Нового Завета. Если же смотреть на апостольские послания, то в них Божию Матерь и вовсе не видно, Она если и упоминается, то среди прочих людей, Её роль в Посланиях не превосходит роль статиста. При этом любой христианин прекрасно помнит вдохновенные пророческие слова Пречистой, которые Она произнесла во время встречи с матерью Иоанна Предтечи праведной Елисаветой: «Возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1, 47–48).

Несмотря на то, что в этом пророческом откровении звучит слово «отныне», ублажать Божию Матерь начали далеко не сразу, произошло это не после Рождества Христова, и не после того, как Спаситель вышел на проповедь, и даже не после Христова Воскресения, и не после Сошествия Святого Духа на апостолов, и даже не при жизни первого поколения христиан, более того, из наследия великих Отцов Церкви мы знаем, что и в их время восхваление и почитание Божией Матери ещё не было в полной мере установлено Церковью, следовательно, известное, нормативное и бесспорное почитание Пречистой началось ещё позже, через несколько веков после Её Успения. Пророчество исполнилось, но при этом оказалось, что слово «отныне» вовсе не имеет буквального значения, из чего можно сделать вывод о какой-то иной, не вполне человеческой, хронологии Священного Писания, если же мы внимательно всмотримся в слова нашего Спасителя и Бога, то увидим, что и в Его речах довольно часто звучит то же самое «отныне», на человеческом языке имеющее смысл непосредственного исполнения, тогда как исполнения как будто бы не происходит.

В качестве примера можно вспомнить слова Христа первой главы Евангелия от Иоанна: «Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1, 51). Но разве апостолы видели нечто подобное? У нас нет евангельских свидетельств об отверстом небе и о явлении ангелов во время земного служения Христа, ангелы если и являлись кому-то из героев Нового Завета, то в сонном видении, и происходило это без непосредственного участия Спасителя. Конечно, у цитаты из Евангелия от Иоанна есть много замечательных убедительных толкований, раскрывающих смысл Христовых слов, но в буквальном смысле их понять пока что не получается, и это вовсе не означает, что навеки их понимание будет возможно исключительно в таинственном духовном ключе.

Так и со многими иными фрагментами Священного Писания: то, о чём сказано, как о уже наступившем, станет в полной мере актуальным в каком-то отдалённом будущем. Но самое важное, конечно, не это, а то, что пример с пророчеством о восхвалении Божией Матери говорит нам о необходимости безоговорочного доверия словам Писания, как о том сказал и Сам Спаситель: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мк. 13, 31). Если же мы не видим своими глазами исполнения слов Писания, это вовсе не означает, что эти слова ложны или ошибочны, просто у Бога иное отношение ко времени.

И этот факт, как мне кажется, должен послужить утешением и поддержкой для всех нас на нашем пути ко Христу: Он не ошибался и Он не лгал, всё, что Он сказал, обязательно исполнится, и Похвала Божией Матери — это не просто очередной праздник в церковном календаре, это наглядное доказательство того, что «у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1, 37).

Похожие публикации