Епископ Феоктист совершил утреню со чтением канона преподобного Андрея Критского во Владимирском соборе

Дмитрий Ухоботов
Фото

29 марта 2023 года, в канун вторника 5-й седмицы Великого поста, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил утреню со чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского (Мариино стояние) во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие друзья, только что мы с вами совершили уникальное и прекрасное богослужение — стояние Марии Египетской. Богослужение было долгим и насыщенным, вполне естественно, что во время его совершения у каждого из нас были какие-то свои мысли и переживания, возможно, мы что-то услышали и поняли по-новому, возможно также, что у нас и вовсе не было мыслей, относящихся к нынешнему богослужебному дню.

Лично для меня новой стала мысль о благоговении преподобной Марии Египетской, которое она каким-то чудом сумела сохранить несмотря на свой первоначально распутный образ жизни. Из её жития следует, что она была крещена либо в младенчестве, либо в детстве, а также то, что она жила в христианской среде, но в своём исповедальном рассказе она ничего не говорит о хуле на Бога, на Церковь или же о каком бы то ни было неблагоговейном отношении к Богу и святыням. Да, она жила распутно, но, рассказывая о своей жизни, она не упоминает каких-либо иных грехов. Можно предположить, что её благоговение, пусть и неосознаваемое ей самой, послужило причиной того, что она не смогла войти в храм для поклонения Животворящему Кресту Господню, преподобная ощутила некую силу, которая помешала ей войти в храм прежде покаяния. Наверное, она не смогла бы почувствовать эту силу, если бы у неё не было благоговения, ведь именно его отсутствие делает человека нечувствительным к проявлениям Божественной силы, и тому есть немало подтверждений на страницах Евангелия, достаточно вспомнить в высшей степени яркий эпизод воскрешения Господом Иисусом Христом Лазаря и реакцию на это событие со стороны иудейской знати: эти люди, как мы помним, не были впечатлены, а если и были, то только тем, что всё больше простых людей начали воспринимать Иисуса из Назарета как Спасителя мира.

В Евангельской истории симптоматично и любопытно то, что благоговение утратили именно те люди, которые в силу занимаемого ими положения были близки к Храму и прекрасно знали Священное Писание. Конечно же, не стоит рассматривать утрату благоговения иудейскими первосвященниками, книжниками, фарисеями и саддукеями как какую-то их личную особенность, напротив, их пример говорит нам о том, что в «зоне риска» оказываются как раз те, кто по долгу службы близок к святыне — священнослужители, певчие и усердные прихожане. Все мы рискуем привыкнуть к близости святыни, и перестать должным образом переживать эту близость. Если случится такая беда, то её первейшим следствием станет утрата способность слышать голос Божий, Бог, для утратившего благоговение человека, превращается в некий концепт, Он перестаёт быть живой Личностью, с которой возможно взаимное общение.

Я хочу пожелать всем нам, чтобы этой беды с нами не случилось. Пусть молитвы преподобной Марии Египетской хранят нас от утраты благоговения, ведь именно оно смогло помочь ей покаяться и взойти на превосходнейшую ступень уподобления Богу!

Похожие публикации