В четверг 1-й седмицы Великого поста епископ Феоктист совершил великое повечерие со чтением канона Андрея Критского в Спасо-Преображенском соборе города Углича

свящ. Сергий Савенков
Фото

2 марта 2023 года, в четверг 1-й седмицы Великого поста, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил великое повечерие со чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Углича.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Дорогие отцы, братья и сёстры!

Среди героев библейской истории Ветхого Завета есть почти что исключительный персонаж — Иисус Навин. Его исключительность состоит в том, что он, в отличие от всех других израильтян, вышедших из египетского пленения, смог войти в Землю Обетованную. Все прочие соплеменники Иисуса Навина из числа тех, кто отправился из Египта в обещанную Аврааму землю, погибли в пустыне, перейти Иордан смогли лишь их потомки. Такова была кара Бога за сомнение, за страх и за непослушание. Иисус отличался от всех: у него не было сомнений, и у него не было ропота. Он доверял Богу и ничего не боялся, и Бог действовал руками Иисуса Навина.

Особенно ярко такое действие проявило себя во время взятия Иерихона. Напомню: в течение семи дней израильское войско с Ковчегом Завета обходило город, в седьмой день войско обошло город семь раз в сопровождении священников, играющих на музыкальных инструментах, после чего весь народ по сигналу Иисуса Навина крикнул, и стены города обрушились сами собой, произошло то, что не могло произойти, если следовать законам физики и законам военного дела, и этого бы не случилось, если бы не абсолютное доверие Иисуса Навина Богу. Бог сказал — Иисус сделал.

Эту и другие библейскую историю, связанные с Иисусом Навином, предлагает нам вспомнить преподобный Андрей Критский. В одном из тропарей своего Великого покаянного канона преподобный Андрей обращается к своей душе и призывает её восстать с тем, чтобы низложить плотские страсти и лукавые помыслы так, как Иисус Навин поразил противоборствующие Израилю племена. Этот призыв, в первую очередь, напоминает, что невозможное человеческими силами возможно Богу, ведь если бы Бог не был на стороне Израиля, то их относительно малочисленное племя не смогло бы одержать победу над множеством иных народов, которые были значительно сильнее, к тому же они жили в укреплённых городах, тогда как у израильтян не было ни городов, ни технической возможности производить необходимое количество современного по меркам того времени оружия.

То же самое можно сказать и про наши страсти с плотскими похотями: они укрепились в нашем естестве, они паразитируют на наших телах, и зачастую мы считаем их чем-то неотъемлемым от себя, тем, что является составной частью нашей личности. Победить их собственными силами абсолютно невозможно, и неважно, какие усилия мы ради этого предпринимаем, можно сколько угодно поститься и молиться, но если не будет понимания, что победить наши собственные похоти и страсти может лишь Бог, то преуспеть в этом деле не получится, человеческими силами их можно, в лучшем случае, несколько подавить или заглушить, но они обязательно дадут о себе знать при первом удобном случае. Потому у нас есть лишь тот путь, который был у Иисуса Навина: путь абсолютного и безоговорочного доверия Богу.

Это означает, в первую очередь, веру во всё сказанное Господом нашим Иисусом Христом, а также осознание своей абсолютной зависимости от Бога со стремлением всегда и во всём следовать Его словам, а не собственным измышлениям. Поступать таким образом невероятно сложно, но пример Иисуса Навина и всех от века просиявших святых показывает, что сложность не означает невозможности, и дай нам всем Бог научиться жить таким образом с тем, чтобы в конечном итоге наследовать Христово Царство со всеми от века угодившими Богу.

Похожие публикации