В день памяти святителя Алексия Московского епископ Феоктист совершил Литургию в Алексеевском монастыре

Дмитрий Ухоботов
Фото

25 февраля 2023 года, в день памяти святителя Алексия, митрополита Московского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Алексеевском женском монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогая матушка Ольга, дорогие отцы, братья и сёстры!

Поздравляю вас с днём памяти святителя Алексия, митрополита Московского и всея России, а также с днём памяти всех преподобных отцов в подвиге просиявших!

Все мы прекрасно помним, что послезавтра начнется Великий пост, и Церковь завершает подготовку верующих к этому периоду года, сегодняшнее рядовое евангельское чтение связано как раз со смыслом и значением поста — с милостыней и с молитвой. Ни первое, ни второе, по слову Христа, не должны быть видимы кем-то внешним, если в отношении молитвы эти слова Спасителя довольно легко исполнить, то в случае с милостыней задача ощутимо сложнее: о милостыне не только не надо говорить кому бы то ни было, о ней необходимо каким-то чудом постараться не вспоминать и самому. Сделал — и тут же забыл: «Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6, 3). Это последнее значительно труднее сделать, чем всё прочее. Труднее, чем оказывать милостыню, и труднее, чем молиться так, чтобы никто из людей не видел этой молитвы. Ведь, в отличие от подаяний и образа молитвы, умение не помнить о собственных благих делах не реализуется техническими методами. Спрятаться от всех легко, было бы желание, но что делать с собственной памятью и с обычной человеческой радостью от сделанного доброго дела? Ни у кого из нас нет того тумблера, переключив который, можно было бы стереть собственную память…

Пожалуй, ответ кроется в той молитве, которую в этом же евангельском отрывке даёт Господь Иисус Христос — в молитве Господней, или, как мы чаще всего её называем, — в «Отче наш».

Эту молитву невозможно произнести от своего собственного лица. Никто не может молиться этими словами лишь о самом себе, произнося молитву Господню, мы устраняем границу между собой и другими людьми, мы стоим перед Богом как некий единый организм, без какого-либо разделения. А если это так, если есть заложенное в молитву Господню понимание внутреннего и сущностного единства всех людей, то тогда становится возможным и истинное милосердие, тогда оно воспринимается не как лишение себя чего-то ради другого, а как простое перераспределение средств. В таком случае милостыня больше похожа на решение не покупать себе новую сумку, а купить вместо этого, к примеру, новые ботинки. Опять же, для себя самого. О таком решении довольно легко не думать, о нём очень просто забыть. Молитвой Господней Христос учит нас именно так относиться к другому — как к самому себе. О благе для себя самого странно помнить, и уж совсем нелепо этим благом хвастаться.

А ещё в этой молитве мы просим, чтобы Бог не ввёл нас во искушение. То есть, помог не впасть в тот или иной грех. В том числе в грех постоянного воспоминания о собственных добрых делах. И дай Бог, чтобы эта наша молитва была услышана, чтобы она устроила наши души так, как того ждёт Спаситель мира Господь наш Иисус Христос!

Похожие публикации