В Неделю о блудном сыне епископ Феоктист совершил Литургию в Годеново

свящ. Сергий Савенков
Фото

12 февраля 2023 года, в Неделю о блудном сыне, день памяти святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию на подворье Никольского женского монастыря в селе Годеново Ростовского района.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Дорогая матушка Евстолия, дорогие отцы, братья и сёстры! Сердечно поздравляю вас с воскресным днём и с днём памяти святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста!

Вы прекрасно знаете, что нынешний воскресный день в Православной Церкви именуется Неделей о блудном сыне, и в этой связи за Литургией прозвучала притча об отце и двух его сыновьях, один из которых — младший — решил пожить отдельно от отца, этот опыт закончился для младшего сына возвращением к отцу с покаянием, хотя мог бы закончиться и иначе, но, к счастью, сын смог вовремя одуматься и вернуться в свой дом.

Как и всегда в Своих притчах, в притче о блудном сыне Господь Иисус Христос использовал понятную бытовую ситуацию — семью с уже взрослыми детьми, один из которых стремится к тому, что в современном мире называется сепарацией от родителей. Впрочем, вопрос такой сепарации довольно остро стоит в современности, но о нём ничего не знали современники Спасителя, они жили традиционным укладом, который не предполагал столь резкого разрыва с родителями. Поэтому, конечно, не стоит автоматически переносить действие притчи в знакомые нам семейные реалии, и полагать, что притча повествует об этике семейных отношений. Христос, взяв за основу семью, говорит не о семье, а об отношении Бога и человека, следовательно, Он говорит о каждом из нас. И, действительно, при внимательном отношении любой человек может увидеть в одном из сыновей отца своё отражение. Вопрос лишь в том, каково наше место в этой притче: кто мы, младший сын или старший? Или, может быть, какое-то удивительное смешение двух этих типов детей? Именно об этом нас сегодня призывает поразмышлять Церковь.

Младший сын — это тот, кто решил жить без Бога, пользуясь при этом Его дарами. Очевидно, что такая жизнь способна довольно быстро привести человека в тупик. Его противоположность — старший сын — тот человек, которые остался верен Богу, но это привело его к весьма неприятным последствиям: находясь рядом с любящим Отцом, он не сумел унаследовать самое главное — ту самую любовь, которая «долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» (1 Кор. 13, 4-7). Оказывается, что физическая близость к Отцу и постоянное общение с Ним не способны сообщить человеку то, чем в первую очередь характеризуется Бог, они не способны научить человека любви.

Христова притча звучит грозным предостережением: во-первых, жизнь вдали от Бога приводит к потере человеком своего облика и достоинства, во-вторых, жизнь рядом с Богом вовсе не гарантирует достижения её высшей цели.

В рамках этой притчи Господь не дает каких бы то ни было «рецептов», Он не говорит о том, каким образом можно было бы, оставаясь верным Богу, научиться от Него любви. Вместе с этим притча не пытается нас подтолкнуть к повторению опыта младшего сына. Притча очень ярко показывает нечто иное: безусловную и совершенную любовь Бога ко всякому человеку, Его готовность принять любого, всё простить и всё понять, она показывает открытость Бога к честному диалогу, и только такой диалог способен нам помочь увидеть тот путь, который поможет избежать крайностей обоих сыновей отца.

Дай Бог, чтобы у нас с вами было понимание крайней важности такого диалога, и, чтобы мы не уклонялись от него, чтобы умели слушать и слышать то, что говорит нам Господь!

Похожие публикации