В канун Недели о мытаре и фарисее епископ Феоктист совершил богослужение во Владимирском кафедральном соборе

4 февраля 2023 года, в канун Недели о мытаре и фарисее, Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с наступающим воскресным днём и с днём памяти Новомучеников и исповедников Церкви Русской!

Всем известно, что в минувшем веке Русская Церковь столкнулась с невиданными ранее гонениями: были физически уничтожены тысячи священнослужителей и мирян, а сама Церковь была на грани исчезновения. Вполне естественно, что в период гонений, вне зависимости от того, в какой местности и в какое время они происходят, в Церкви рождается ощущение, что близок конец, то есть то время, в которое придёт антихрист, а за ним и Христос. Это ощущение переживали не только наши непосредственные предки, это переживали и первые христиане, а потому в апостольских посланиях мы имеем возможность читать размышления об антихристе. К примеру, об этом идёт речь во второй главе Первого соборного послания апостола Иоанна Богослова. В ней апостол Иоанн предостерегал своих адресатов от антихриста, вместе с этим апостол лишил личность антихриста индивидуальности и написал, что «теперь появилось много антихристов» (1 Ин. 2, 18). Их появление апостол связывал с «последним временем», то есть с временем, непосредственно предшествующим Второму Пришествию Христову.

Собственно, вся христианская эпоха представляет собой «последнее время», она закончится с Пришествием Христа, а потому нельзя сказать, что апостол Иоанн неправильно оценивал тот исторический период, в который ему довелось жить и проповедовать. В этом смысле время жизни апостола абсолютно идентично тому времени, в которое живём мы, следовательно, и в наше время существует множество антихристов.

Мы привыкли понимать под словом «антихрист» какую-то особенную и довольно страшную личность, тогда как апостол Иоанн Богослов даёт ей очень простое и даже в каком-то смысле бытовое определение: «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос?» (1 Ин. 2, 22). Из контекста речи апостола понятно, что антихрист — этот тот, кто отвергает божественное достоинство Иисуса из Назарета. А также тот, кто не верит, что «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4, 12), кроме имени Господа Иисуса Христа.

Адресаты апостола Иоанна прекрасно понимали, что таких людей большинство. Понимаем это и мы. Можно предположить, что у первого христианского поколения был в этом смысле некоторый оптимизм, возможно, им казалось, что со временем неверующие во Христа останутся в меньшинстве, но мы имеем за плечами двухтысячелетний опыт Церкви, и понимаем, что человечество во всей своей полноте не сумело принять Христа, и вряд ли сумеет когда-либо это сделать. Впрочем, апостол Иоанн обращался к христианам, он писал: «Вы имеете помазание от Святаго и знаете всё» (1 Ин. 2, 20). Но тем не менее, апостол считал нужным предостеречь этих людей, и предостеречь не против кого-то внешнего, а против того, чтобы они сами не стали антихристами.

А такое, действительно, случается, такое может случиться с кем угодно, и для того, чтобы это произошло, вовсе нет необходимости произносить какие-то отречения от Христа, участвовать в пугающих демонических обрядах, или же ставить таинственные печати на чело и руку. Для того, чтобы из христианина превратиться в антихриста, достаточно решить, что мы способны жить без Христа, что без Него мы сможем достичь всеобщего благополучия, что сможем обустроить достойным образом собственную жизнь, и вообще быть в полной мере довольными и достаточными. Путь без Христа, без Его заповедей — и есть путь антихристов. Ошибочно было бы думать, что путь антихриста надо каким-то особым образом выбирать, нет, на него человек соскальзывает тогда, когда перестаёт выбирать путь Христов. К сожалению, с нами это происходит ужасающе часто, к примеру, тогда, когда мы вместо Христова прощения избираем справедливое наказание наших обидчиков, когда не можем успокоиться, если чувствуем себя обманутыми и обиженными, когда оправдываем себя в тех случаях, когда у нас не получается проявить милосердие.

Для того, чтобы идти за Христом и позволять Ему быть нашим Спасителем и Богом, нужно мужество, крепость веры и сила, и пусть Бог всем нам по великому Своему милосердию их подаст в изобилии и совершенном достатке, так, как он их подал Новомученикам и исповедникам Церкви Русской!

Похожие публикации