В канун Недели 28-й по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил богослужение во Владимирском кафедральном соборе

24 декабря 2022 года, в канун Недели 28-й по Пятидесятнице, святых праотец, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие друзья, поздравляю вас с наступающим воскресным днём!

Любое церковное таинство содержит в своём составе так называемую «тайносовершительную формулу», то есть те слова, после произнесения которых таинство считается совершённым. К примеру, при рукоположении в любую из трёх степеней священного сана эта формула включает в себя слова «Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи», из которых можно сделать некоторые выводы о природе Божественной благодати: она всегда исцеляет человеческие немощи и она, так же всегда, поддерживает тех христиан, у которых не осталось ни сил, ни энтузиазма для продолжения жизни по евангельским заповедям Господа Иисуса Христа.

Апостол Павел в своём назидании Тимофею не даёт никаких иных средств поддержки, кроме упования на благодать, в которой Тимофей должен укрепляться, и постоянной памяти о воскресшем из мёртвых Господе Иисусе Христе: «Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом… Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых» (2 Тим. 2, 1, 8). В этом павловом назидании Тимофею нет того, что можно было бы назвать рецептами успешной духовной жизни, есть лишь общие рекомендации, которые звучат несколько расплывчато. Если с памятью о Господе Иисусе Христе всё относительно понятно, то с призывом укрепляться в благодати дело обстоит значительно сложнее, и понять, какие именно шаги необходимо предпринять для достижения искомой цели, довольно непросто.

Сделать это нам поможет другой призыв апостола Павла, обращённый к Тимофею, и содержащийся в этом же Послании: «По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через моё рукоположение» (2 Тим. 1, 6). Многие толкователи ставят знак равенства между призывами «укрепляться… в благодати Иисусом Христом» и «возгревать дар Божий», следовательно, те практические рекомендации, которые следуют из второго призыва в полной мере можно отнести и к первому.

Призыв «возгревать дар Божий» напрямую связан с упоминанием рукоположения в священный сан, а сам день рукоположения, слова, мысли и чувства этого дня навсегда остаются в сердце и памяти любого священнослужителя, обращение к этому дню и его возвышенным переживаниям помогают вспомнить о собственном первоначальном горении, о том периоде, когда Бог был ближе, чем кто-либо или что-либо ещё, когда новопоставленный клирик жил в некоем идеальном мире, во всём поддерживаемый благодатью Божией. Один из древних толкователей «возгревание дара Божия» описал такими словами: «Когда согревает дух свой живостью ума, радуясь в себе самом, как он радовался в новизне посвящения».

Но дар Божий, или, иначе благодать Божия — это не только то, что подаётся священнослужителям в таинстве рукоположения, это и то, чем обладают все христиане в силу совершённых над нами таинств крещения и миропомазания. Конечно, далеко не все восприняли эти таинства в сознательном возрасте, но ничто не мешает ознакомиться с чином крещения, узнать, из каких молитв он состоит, и через это постараться согреть свой дух ранее упомянутой живостью ума с тем, чтобы укрепиться в благодати Иисусом Христом.

Похожие публикации