26 ноября 2022 года, в день памяти святителя Иоанна Златоустого, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в одноимённом храме на подворье Никольского женского монастыря в селе Годеново Ростовского района.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогая матушка Евстолия, дорогие отцы, братья и сёстры! Сердечно поздравляю вас с днём памяти святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского!
Нынешний день празднования в честь святителя Иоанна не имеет непосредственного отношения к жизни святого или же к его посмертному прославлению, я напомню: святитель скончался в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста, а потому день его отшествия ко Господу в Православной Церкви вспоминается сегодня.
Молитвенно вспоминая преставление того или иного святого, невозможно не задуматься о его жизненном пути. Так и в случае со святителем Иоанном: жизнь его была, по современным меркам, совсем недолгой — всего лишь 60 лет — но за это время он успел сделать настолько много, что его наследие стало неисчерпаемым источником для всех христиан.
Когда мы изучаем наследие святителя Иоанна, невозможно не задаться вопросом: как такое возможно? Каким образом один человек сумел оказать столь сильное влияние на всё христианство? Особую же остроту эти вопросы обретают тогда, когда смотришь на жизнь святителя Иоанна глазами человека, равного ему по сану, то есть глазами архиерея.
Со вне может показаться, что сам по себе епископский сан даёт силу действовать смело и решительно, даёт возможность глубоко постигать Священное Писание и мудрость, чтобы его изъяснить, но это иллюзия, архиерейство само по себе не приносит ничего из перечисленного, иначе бы каждый архиерей был подобен Златоусту, тогда как это не соответствует действительности. Значит, это нечто иное, нечто не связанное со священным саном, нечто, данное святителю Иоанну лично, и, конечно же, мы — христиане — понимаем, что это такое: это благодать Святого Духа, которая, с одной стороны, подаётся всем, а с другой, не всеми в полной мере принимается. Святитель Иоанн смог её принять и вместить, он смог не только сохранить данное ему сокровище, но и приумножить его, он поступил так, как того потребовал Господь Иисус Христос в притче о талантах, он не побоялся рисковать и действовать. Собственно, страх всё потерять — это то, что мешает исполнять Христовы повеления. Большинству из нас страшно. Страшно лишиться привычного образа жизни, страшно показаться окружающим не вполне нормальными людьми, страшно чем-то выделиться, страшно довериться во всём Богу. А если посмотреть на житие святителя Иоанна, то к этим страхам добавиться ещё и страх гонений, приводящих к преждевременной кончине. Собственно, страх и есть то, что отличает многих из нас от прославленных Церковью святых, которые зачастую жили в крайне неблагополучные с экономической и политической точек зрения эпохи, но не обращали на всё это никакого внимания, памятуя, что жизнь в плоти временна, и что за ней последует либо вечная погибель, либо вечная слава для тех, кто не побоялся быть во всём и всегда со Христом.
Пожалуй, победа над обычным человеческим страхом — вот основной подвиг жизни святителя Иоанна, и это именно то, с чем нам стоит обращаться к нему в своих молитвах.
Очень надеюсь, что его предстательством Всемилостивый Господь каждому из нас подаст дух крепости, мужества и силы, чтобы и мы могли быть бесстрашными проводниками евангельской истины на том месте, на которое каждого из нас поставил Бог.