В канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском соборе

20 сентября 2022 года, в канун праздника Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с Рождеством Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии!

Человеку, как вы знаете, довольно непросто жить без ответов на некоторые вопросы. Все мы, волей или неволей, находимся в непрестанных попытках понять, почему происходят те или иные события, почему, к примеру, в мире есть страдания, и, конечно, поиск приобретает особую напряжённость тогда, когда что-то касается лично нас. Как правило, мы не в состоянии жить без понимания того, что происходит вокруг нас. Но не всегда есть возможность сделать компетентные выводы, нам может не хватать информации, тогда мозг начинает заполнять эти лакуны и рисует такую картину, которая его удовлетворяет.

Сказанное справедливо для абсолютно любой области, но особенно ярко этот эффект проявляет себя в отношении Бога и Его действий.

Так, мы сегодня совершаем торжество в честь Рождества Божией Матери. Естественно, что у нас есть много вопросов относительно как личности Преблагословенной Девы, так и обстоятельств Её Рождества. Здесь нам на помощь приходит церковное предание, которое описывает некоторые детали появления на свет Той, Которая станет Матерью Воплощённого Бога. В частности, из предания мы знаем, что она была единственной дочерью Иоакима и Анны, знаем также, что Иоаким был из рода царя, пророка и псалмопевца Давида, а Анна — из рода первосвященника Аарона. Предание говорит нам, что долгое время они были бездетны, и Пресвятая Владычица родилась как плод многолетних слёзных молитв. Эта история положена в основу богослужения праздника Рождества Пресвятой Богородицы, а потому мы сегодня неоднократно слышали и про бездетность Иоакима и Анны, и про то, как тяжело ими переживалось отсутствие детей, ведь в то время в израильском народе бытовало мнение, что если у семейной пары нет наследников, то они чем-то согрешили, и потому неугодны Богу. Именно поэтому в кондаке праздника мы слышим про «поношения безчадства» от которого Рождеством Божией Матери были избавлены Её родители.

Но предание Церкви не отвечает на вопрос о времени Её Рождества: почему именно тогда — чуть более двух тысяч лет назад — родилась Та, Которая стала Матерью Воплощённого Бога? Почему не раньше? И почему не позже? Предание в этом смысле очень осторожно: оно молчит, и молчит совершенно справедливо, потому как достоверного ответа на этот вопрос быть не может, ответ целиком и полностью заключён в Боге, и пока что не открыт человечеству. Но, как я уже упомянул, нам сложно терпеть такую пустоту познания, и потому мы выдвигаем различные предположения. Так, есть слова, которые приписывают преподобному Андрею Критскому, сказанные по случаю праздника Рождества Божией Матери: «Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их восстание казалось уже невозможным. Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говорили, что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить веру и не допустить погибели рода человеческого». Возможно, что преподобный Андрей прав. Возможно, что он ошибался.

Если подходить к вопросу с нравственной точки зрения, то мы легко заметим: эпоха, в которую родилась Преблагословенная Дева была не такой уж и печальной, особенно если сравнивать её с тем временем, в которое довелось жить нам. В годы земной жизни Пресвятой Девы израильтяне были богобоязненны и религиозны, да, очень часто религиозность приводила к различного рода искажениям восприятия Бога и Его воли, но эти искажения, если можно так выразиться, со знаком плюс, потому что они происходили от сугубого усердия в деле богопочитания. Пример такого рода искажений — книжники и фарисеи. Одновременно с ними в Израиле было много и совсем других людей, тех, кто ходил в регулярные паломничества в Иерусалим из Галилеи, и чисто этих людей исчислялось десятками, а может быть, и сотнями тысяч. Вообще, вся жизнь израильтян того времени была подчинена установлениям Ветхого Завета. Да, были злоупотребления, но не было забвения закона.

Более того, сама возможность рождения Той, Которая вместит в Себя Бога, определялась общим духовным настроением народа, Она не могла родиться там, где не было богопочитания, Она должна была вырасти в определённой культуре, чтобы совершенное целомудрие стало Её неотъемлемым достоянием. Возможно ли это в развращённом обществе? Нет, такое абсолютно невозможно. О том говорит и само Священное Писание, к примеру, апостол Павел написал в Коринф такие слова: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15, 33). Здесь апостол Павел сформулировал не какую-то специфическую христианскую истину, он написал о том, что является универсальным и неизбежным нравственным законом, поэтому нам с вами стоит помнить, что, вопреки мнению преподобного Андрея Критского, что-то благое может произойти лишь там, где народ в целом и каждый человек в частности помнят о Боге и стараются Его чтить. Да, пусть несовершенно, да, пусть ошибаясь, но здесь важно само направление нравственного чувства.

Очень хочется, чтобы предстательством Пресвятой и Преблагословенной Девы Богородицы мы с вами это покрепче осознали и не думали, что нечто хорошее может произойти там, где нет памяти о Боге, чтобы мы хранили и всеми силами возделывали в своих душах истинное богопочитание!

Похожие публикации