17 июля 2022 года, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Свято-Троицком Даниловом монастыре.
Владыке сослужили: епископ Петергофский Силуан, духовенство обители.
По окончании богослужения епископ Феоктист обратился к собравшимся:
— Дорогой владыка Силуан, дорогие друзья, сердечно поздравляю всех вас с воскресным днем!
У каждого из нас есть те темы, которые кажутся нам наиболее важными, и к которым мы неизбежно возвращаемся в своих размышлениях и беседах с близкими. У каждого из авторов книг Священного Писания также были свои основные темы, вокруг которых строятся написанные ими книги. У апостола Павла было несколько таких тем. Одна из них — соотношение дел закона и веры во Христа, так или иначе, но апостол Павел постоянно затрагивает этот вопрос, сегодня мы услышали очередной отрывок из его Послания к Римлянам, в котором апостол, обращаясь в первую очередь к христианам из иудеев, осмысляет понятие праведности, он разделяет его на два уровня: на праведность от закона и праведность от веры. Впрочем, в церковнославянском тексте прочитанного сегодня отрывка Послания к Римлянам слово «праведность» не звучало, но неоднократно было произнесено другое слово — «правда», «Божия правда», «правда от закона», «правда от веры». Дело здесь в том, что одно и то же греческое слово в славянских, в том числе и русском, переводах Священного Писания в зависимости от контекста переводится двумя различными словами: как «праведность» и как «правда». В современном русском языке это совершенно разные понятия, но на языке Священного Писания это абсолютные синонимы, как правило, в славянских переводах контекст определяется последующим словом, а потому мы читаем о правде Божией и праведности человеческой, но в обоих случаях здесь, повторю ещё раз, используется одно и то же греческое слово.
Если говорить о правде Божией, то легко понять, о чём идёт речь: речь о верности Бога Своему слову и Своим обетованиям. То, что Бог однажды сказал, остаётся неизменным, именно поэтому слово Божие — тот самый фундамент, строя на котором свою жизнь, человек никогда не посрамится, хотя в какие-то моменты может казаться, что это совершенно не так. Соответственно, из этого можно сделать и следующий вывод: праведность человека также заключается в верности, но, конечно, не столько в верности своему слову, ведь наше слово может быть ошибочным, и мы должны уметь признавать свои ошибки, а в верности слову Божию.
Собственно, именно признанию собственных ошибок и посвящён услышанный нами сегодня отрывок Послания апостола Павла к Римлянам. Апостол, размышляя об израильтянах, пишет: «Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего» (Рим. 10, 3–4). Израильтяне были в течение многих столетий настолько сосредоточены на исполнении предписаний закона Моисея, что в конечном итоге от них ускользнул смысл этого закона. Конечно, нечто подобное случается не только с прямыми потомками праотца Иакова, любой человек, тщательно и сосредоточенно исполняя те или иные религиозные предписания, рискует забыть о том, ради чего они существуют и ради чего он это делает, о том, какова конечная цель нашей жизни, а потому нередко наш пост превращается в диету, а молитва — в вычитывание нужных слов в положенном объёме в установленное для этого время, тогда как и первое, и второе — это всего лишь вспомогательные средства для понимания и всецелого приятия правды Божией так, как её выразил Господь наш Иисус Христос.
Очень хочется пожелать всем нам, чтобы на пути ко Христу мы не упирались в стену собственной законнической и уставной праведности так, как это сделали собратья апостола Павла израильтяне, чтобы во всех наших действиях мы руководствовались не человеческими рассуждениями о праведности, а Христовой истиной!