В день памяти апостолов Петра и Павла епископ Феоктист совершил Литургию в храме Рождества Христова в селе Рождество

свящ. Сергий Савенков
Фото

12 июля 2022 года, в день памяти святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме Рождества Христова в селе Рождество Большесельского района.

За богослужением настоятель храма Святой Троицы села Новое Большесельского района священник Константин Леонов был удостоен права ношения набедренника.

По окончании Литургии владыка обратился к собравшимся:

— Дорогие отцы, братья и сёстры, с днём памяти святых апостолов Петра и Павла вас сердечно поздравляю!

Сегодня мы с вами услышали краткий отрывок из Евангелия от Матфея, в нём прозвучало исповедание апостола Петра: в ответ на вопрос Господа Иисуса Христа о том, за кого Его почитают ученики, апостол Пётр дал чёткий, внятный и единственно верный ответ — «Ты — Христос, Сын Бога живаго» (Мф. 16, 16). Этот евангельский отрывок имеет просто бесконечное количество толкований. Более того, христиане спорят о нём уже больше тысячи лет. Спорят по-разному: кто-то притягивает слова древних комментаторов для подтверждения своей точки зрения, кто-то проводит всесторонний анализ текста и сопоставляет его с текстами Ветхого Завета и с христианской гимнографией первых веков. Спор сводится к попыткам дать исчерпывающий ответ на вопрос: что имел в виду Христос, когда в ответ на исповедание апостола Петра сказал «ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16, 18)?

Традиционный православный ответ известен если не всем, то большинству: камень — это вера Петра. Блаженный Феофилакт выразил эту мысль в таких словах: «Это исповедание <…> будет основанием верующих, так что каждый, кто намеревается строить здание веры, положит в основание это исповедание». А блаженный Августин перефразировал слова Христа так: «На сем камени, на том, что ты сказал: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго», на этом исповедании созижду церковь мою». Это лишь два из великого множества толкований рассказа апостола Матфея.

Есть среди них и те, которые утверждают, что камень — сам Пётр, его личность. Но в особом смысле: Пётр не тот камень, на котором основано здание Церкви, он — камень не основания, а самого здания, так как он первым из всех совершил прыжок веры и увидел в Иисусе из Назарета Воплотившегося Сына Божия. Другими словами, Пётр был первым членом Церкви, и в этом смысле вся Церковь построена на нём. Каждый человек, который вслед за апостолом Петром исповедует Христа Сыном Божиим, становится ещё одним камнем в здании Церкви Христовой. То есть каждый из нас — камень в стене величайшего здания Церкви Христовой.

Такое понимание мысли Спасителя очень хорошо согласуется с дальнейшими Его словами, словами о принципиальной неуничтожимости Церкви. Можно разрушить храмы, монастыри, можно преследовать и убивать епископов и священников, можно объявить христианство вне закона, но нельзя разрушить, невозможно одолеть и победить Церковь Христову. Её непобедимость связана не только с тем, что основание Церкви в Боге, Который не подчиняется человеческим законам и никоим образом не зависит от нашей актуальной повестки дня. Дело ещё и в том, что слова Христа, Его облик, Его дела, Его Страдания, Смерть и Воскресение всегда будут находить отклик в сердце человека. Они всегда будут приводить к повторению Петрова исповедания. А значит всегда будет строительный материал для здания Церкви Христовой. Да, не все камни одинаково хороши, и не всегда они есть с избытком. Иногда может показаться, что камни вот-вот иссякнут, но история доказала — это иллюзия, это лишь временное оскудение и вслед за ним обязательно наступит период изобилия.

Похожие публикации