В праздник Вознесения Господня епископ Феоктист совершил Литургию в Алексеевском монастыре

свящ. Михаил Васильковский
Фото

2 июня 2022 года, в праздник Вознесения Господня, день воспоминания обретения мощей святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Алексеевском женском монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Дорогая матушка Ольга, братья и сёстры, с Вознесением Господним и с днём памяти святителя Алексия Московского вас всех сердечно поздравляю!

Очень часто в словах, которые произносят проповедники в Вознесения Господня можно услышать мысль, что это довольно грустный праздник: Господь Иисус Христос покинул Своих учеников, а вместе с ними и всё человечество, Он больше не пребывает с нами телесным образом, мы больше не можем слышать Его голос, теперь Он где-то далеко, не с нами. И, кроме этого, некоторой печали к празднику Вознесения добавляет и бывшее накануне отдание Пасхи: ликующие пасхальные песнопения Церковь отложила до следующего года, и постепенно богослужение входит в своё обычное, довольно спокойное и размеренное русло. Но, как мы понимаем, ликовать без конца довольно сложно, и дело не в том, что у нас нет повода для ликования — он есть, и он никогда никуда не денется, Воскресение Христово всегда будет освещать жизнь Церкви и нашу с вами жизнь. Проблема в том, что человек имеет свойство привыкать абсолютно ко всему, и, привыкнув, он начинает страдать от собственной привычки, а вместе с этим теряет остроту переживания реальности.

Из опыта мы знаем, что так происходит и с бытовыми вещами: то, что раньше казалось недостижимым и вожделенным, к примеру, сама возможность совершения богослужений, со временем превращается в рутину. Семейная жизнь тоже имеет свойство довольно быстро скатываться к рутине, а монашество из окрыляющей человека радости с течением времени для многих превращается в непонятную обузу. То же самое можно сказать про что угодно: про детей, про священный сан, про очередную должность на работе, про новую машину и так далее. Мы ко всему привыкаем трагически быстро. Но это не наш грех, это наше природное свойство, которое стало таковым после грехопадения. И, конечно, Бог не может не знать о нём, а потому Он церковную жизнь устраивает именно таким образом: в ней есть периоды ликующей радости, есть периоды сугубого покаяния, есть богослужения разного типа, но, самое главное, в ней происходит постоянная смена смыслов, к погружению в которые она призывает своих чад.

Вознесение Господне, если опустить его догматическое измерение, это праздник, который подобен выпускным из общеобразовательных школ, это праздник самостоятельности и зрелости. Господь Иисус Христос за годы Своего земного служения дал человечеству всё, что мог. С нами Его слово, с нами Его Пречистое Тело и Его Честная Кровь, с нами посланный Им от Бога-Отца Дух Святой. Подобным образом за годы школьного обучения учителя дают своим ученикам всё, что могут, но неизбежно наступает момент, когда бывшие школьники должны начать действовать самостоятельно, ведь без такого действия то, что постарались вложить в них учителя, никогда не превратится из теории в практику, и, следовательно, не обретёт какого-либо смысла. То же самое можно сказать и про человечество в целом: было время ученичества, настало время действий. Апостолы рядом со Христом были подобны малым детям: зачастую у них не хватало сил связать слова Христа с реалиями жизни, не хватало понимания того, что говорил Учитель, у них были страхи и не было самостоятельности. Но мы видим, каким образом всё изменилось после Вознесения Господня: апостолы перестали быть робкими, непонимающими и самостоятельными, они, напитавшись учением Спасителя, стали действовать так, как Он их учил.

Именно к этому — к действию — призывает нас праздник Вознесения Господня. Конечно, учиться нужно всегда, но в какой-то момент необходимо начать действовать так, как подобает христовым ученикам.

Пусть же Господь даст нам всем для этого решимость, силу и мудрость!

Похожие публикации