28 мая 2022 года, в день памяти святого благоверного царевича Димитрия Угличского, в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Углича почтили память святого.
Праздничную Литургию возглавил митрополит Ярославский и Ростовский Вадим. Главе митрополии сослужили: епископ Переславский и Угличский Феоктист, духовенство Ярославской митрополии.
По окончании богослужения епископ Феоктист обратился к собравшимся:
— Дорогие отцы, братья и сёстры, Христос воскресе!
Поздравляю вас с днём памяти святого благоверного царевича Димитрия Угличского!
Во многих популярных источниках, которые посвящены царевичу Димитрию, говорится, что он — один из наиболее чтимых русских святых. И это, действительно, так, ведь даже само его имя стало за прошедшие четыре столетия со дня его кончины одним из наиболее часто встречающихся в нашем народе. Но, с одной стороны, у нас есть всенародное почитание святого, а с другой — непонимание того, за что мы, собственно, его почитаем.
Конечно, царевич Димитрий далеко не единственный святой, в отношении которого у некоторых людей возникают вопросы, к примеру, схожие вопросы возникают и к почитанию, скажем, святых благоверных князей Бориса и Глеба. В обоих случаях мы имеем дело со святыми, которые погибли от рук политических противников, и в обоих случаях святые не успели себя проявить через какой-то особенный и всем известный христианский подвиг, они были молодыми людьми, детьми, которые на момент своей гибели не успели в полной мере состояться как христиане, при этом Бог через явные чудеса их прославил, а Церковь по несколько раз в год призывает нас обратить внимание на их жизнь, и делает она это, конечно же, неслучайно. Через обращение к их памяти мы призваны что-то осознать и что-то понять. Но что именно мы должны увидеть в их жизни и их почитании?
Ответ заключается всего лишь в двух словах, которые очень легко произнести, но которые весьма непросто вместить и осознать, вот эти два слова: невинное страдание. Ни Борис и Глеб, ни царевич Димитрий в силу возраста не успели совершить каких-либо серьёзных грехов, их объединяет незапятнанная чистота душ, но нашлись люди, которые их не пощадили. Когда нечто подобное происходит в наше время, когда мы видим, как страдают и умирают дети, то это приводит нас в состояние ропота на Бога, мы задаёмся вопросом о том, каким образом Бог попускает эти страдания. Для очень многих людей подобные вопросы становится крайне опасным вызовом, который не в силах преодолеть разум, и это понятно, ведь совместить мысль о бесконечном милосердии Божием со страданием невинных детей невозможно. Нет той логики, которая помогла бы нам это сделать, а потому всякий раз, пытаясь осмыслить страдания праведников, мы неизбежно приходим к мыслительному тупику, из которого есть лишь один выход, но этот выход не лежит в области разума, он — в области веры и доверия Богу.
Посмертное почитание невинных страдальцев, подкреплённое множеством явленных Богом чудес по молитвам к этим людям, показывает, что их мученическая кончина не была какой-то нелепой случайностью, показывает, что Бог в то время, когда их убивали, не был слеп и глух, что Он попустил этому случиться ради какой-то великой цели, но цель эта лежит не в земной плоскости, она совершенно иная, такая, которую мир не может принять, потому что не видит её и не знает её (ср. Ин. 14, 17).
Церковное почитание невинных страдальцев призвано напомнить всем нам, что есть совершенно иная, лучшая и совершеннейшая жизнь, к который все мы призваны, напомнить, что жизнь здешняя и временная — ничто иное, как подготовка к ней. Церковное почитание святых мучеников помогает нам сместить фокус внимания с тленного и временного на вечное и нетленное. И дай Бог, чтобы у нас с вами получилось это сделать, чтобы мы молитвами святых страдальцев имели всецелое стремление к Единому Благому Человеколюбцу Богу!