10 апреля 2022 года, в Неделю 5-ю Великого поста, преподобной Марии Египетской, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Алексеевском женском монастыре.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогая матушка, дорогие отцы, братья и сестры!
Несколько лет назад мне довелось в Великую Субботу крестить одного уже достаточно взрослого человека. Богослужение Великой Субботы совершенно особенное, оно во многих смыслах отличается от богослужений других дней церковного года, более того, оно совершенно уникально. Среди прочего, служба этого дня отличается большим количеством прочитываемых отрывков из Ветхого Завета, это чтение занимает около часа, и у него есть очень конкретный практический смысл: в древности люди, которые хотели принять крещение, готовились к этому довольно долго, как минимум, весь Великий пост, а крестили их как раз в Великую Субботу, в то время, пока читались отрывки из Ветхого Завета. Мы решили в какой-то мере обратиться к этой прекрасной древней традиции, и человек, о котором я сегодня вспоминаю, весь пост готовился к крещению, само же крещение состоялось под аккомпанемент из ветхозаветных книг.
Всё прошло хорошо, новокрещённый сиял, радовался тихой радостью, был вдохновлён и очень доволен. Там же присутствовала и его мама. Но она была явно чем-то озадачена. После крещения выяснилась причина, она подошла ко мне и спросила: «Скажите, а когда будут освящать куличи?» Но прежде, чем я успел ответить по существу вопроса, её только что крещёный сын сказал: «Мама, ну как ты сейчас можешь об этом думать?!» Ему была очевидна неуместность не только этого вопроса, но и самой мысли, ведь что такое куличи рядом с величайшим таинством крещения?
И что такое вопрос о первенстве рядом со Страданиями, Смертью и Воскресением Христовыми?
Но чувствительность к духовным вопросам — это не дело воспитания, образования, опыта или чего-либо ещё, она появляется тогда, когда человек находится в общении с Духом Святым. Апостолы ещё не были Им просвещены, их мысли были подобны мыслям самых обычных людей, суть же этого мыслительного процесса сводится к непрерывному поиску ответа на один простой вопрос: «А какую пользу я могу извлечь из сложившейся ситуации?» Если человек не находится в общении с Духом Святым, то он занят поисками ответа именно на этот вопрос, который, конечно, может иметь самые разные вариации. Апостолы не были исключением, они выслушали речь Христа, и даже поняли её, а вслед за этим начали размышлять о себе самих и своей выгоде. Обычная человеческая реакции. Увы, реакция почти неизбежная. Да, собственно, само желание властвовать и обладать, — тоже отсылает нас к ставшим естественными после грехопадения человеческим стремлениям. Но Христос меняет всё. Он переопределяет понятие блага, а вернее будет сказать, что Он указывает на забытое человечеством понимание блага: оно состоит не в следовании вложенным в нас грехопадением инстинктам, а в исполнении ясно и недвусмысленно выраженной Евангелием воли Божией. Но увидеть эту волю и в полной мере осознать возможно не иначе, как при содействии Духа Святого. Именно об этом мы — христиане — и молимся, мы просим, чтобы Дух Святой пришёл, вселился в нас и очистил нас от всякой скверны, чтобы Он открыл наш ум и сердце к понимаю слов Христа и наполнил нас решимостью следовать за Ним.