В Неделю Крестопоклонную епископ Феоктист совершил Литургию в Годеново

свящ. Сергий Савенков
Фото

27 марта 2022 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме Иоанна Златоуста на подворье Никольского женского монастыря в селе Годеново Ростовского района.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Дорогая матушка Евстолия, дорогие друзья!

Сегодня — в третье воскресение Великого поста, именуемой на языке церковного богослужения Неделей Крестопоклонной — мы с вами по традиции собрались у подножия Годеновского Креста. Все мы прекрасно понимаем, что такое Крест Христов — это орудие казни Воплощённого Бога Господа нашего Иисуса Христа. Но, кроме этого, у Креста Христова есть и многогранное символическое значение. Он является и символом квинтэссенции человеческой злобы, он и символ страдания, но в первую очередь Крест Христов — символ Воскресения.

Нынешний литургический отрывок Евангелия от Марка начинается с упоминания Христом Спасителем креста, очень важно помнить, что Господь произнёс слова о кресте, который должен взять на себя всякий, кто хочет следовать за Спасителем, не после Своего Воскресения, а ещё во время земного служения, то есть в то время, когда единственным, что символизировал крест, было страдание, но не какое-то благочестивое и принимаемое обществом, а страдание отверженного человека, который приговорён к самой позорной из всех возможных в то время видов казни. Христос, будучи Богом, прекрасно знал, что Его ждёт впереди, и потому Он использовал этот образ, но при этом Он сказал о кресте не как об орудии казни, Он упомянул, что каждый должен взять «крест свой», иными словами, то, что лично для него является тем, чем впоследствии стал крест для Спасителя. И крест, действительно, есть у всех тех, кто решит следовать за Христом. И он, действительно, у каждого свой.

Есть определённый соблазн воспринять в качестве личного креста все те невзгоды, которые неизбежно случаются в жизни. Но дело в том, что проблемы, сложности и трагедии есть не только в жизни христиан, они есть абсолютно у всех, вне зависимости от веры или неверия, от личной праведности, от возраста или образования. Любой человек живёт под гнётом грехопадения прародителей, следовательно, даже если человек не согласен и не принимает библейскую картину мира, он неизбежно в своей жизни будет сталкиваться с трагическим наследием Адама и Евы: с болезнями, со страхом, с грехом и со смертью. Всё это — не личный крест, это печальная реальность, в которой мы живём.

Христианин же обретает свой крест тогда, когда начинает делать попытки предпочитать своей собственной воле волю Божию. Для примера можно взять самую обычную бытовую ситуацию. В Евангелии от Матфея есть очень внятно выраженная Христова заповедь, которая не подразумевает какого-то иного, кроме буквального, прочтения: «Не судите, да не судимы будете» (Мф, 7, 1). Но осуждение — это то, что сопровождает нас повсюду, и в кругу семьи, и среди друзей, и на работе. Тот, кто не станет идти на поводу у общества и категорически откажется кого-либо за что-либо осуждать очень скоро превратиться в изгоя со всеми отсюда вытекающими последствиями. И это станет для такого отважного человека тем самым личным крестом, о котором говорил Спаситель.

Великий пост, в середине которого мы сейчас находимся, тоже крест для тех, кто его соблюдает. С одной стороны, пост — ясно выраженная Церковью воля Божия, с другой —есть наша собственная воля, которая самыми разными способами подсказывает, что пост — это абсолютно невыносимая ноша, да и не так уж он и важен. Этот, ощущаемый всеми, конфликт двух воль для тщательно соблюдающего пост человека тоже становится личным крестом. Конечно, можно сказать, что пост — вторичен по отношению к другим Христовым заповедям. Но для христианина нет «важных» и «неважных» изъявлений воли Божией, все они равны с точки зрения их значимости. И об этом всем нам стоит помнить.

Похожие публикации