В четверг первой седмицы Великого поста епископ Феоктист совершил великое повечерие со чтением канона преподобного Андрея Критского в Спасо-Преображенском соборе в Угличе

свящ. Сергий Савенков
Фото

10 марта 2022 года, в четверг 1-й седмицы Великого поста, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил великое повечерие со чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Углича.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Сегодня в третьей песни Великого покаянного канона мы слышали такие слова: «Священника Божия, и царя уединена, Христово подобие, в мире жития, в человецех подражай». Конечно, без специальной подготовки понять, о чём здесь идёт речь довольно непросто, поэтому стоит воспользоваться одним из русских переводов: «Подражай священнику Божию и царю одинокому Мелхиседеку, образу жизни Христа среди людей в мире». Возможно, это не самый удачный перевод, но и его достаточно, чтобы понять: преподобный Андрей обращается к своей душе и призывает её подражать Мелхиседеку. Но что мы знаем об этом человеке?

О нём говорит 14-я глава Книги Бытия, но не вся она посвящена рассказу о нём: история Мелхиседека умещается в трёх стихах этой главы. Из Книги Бытия мы знаем его имя, знаем, что он был священником Бога Всевышнего, при этом он был царём Салимским. Оттуда же мы знаем, что Мелхиседек благословил праотца Авраама, это означает, что Авраам видел в нём того, кто может это сделать, видел большего, чем он сам. На этом те знания о Мелхиседеке, которые мы можем почерпнуть из Книги Бытия, заканчиваются. Дальше в дело вступает Псалтырь, в частности, 109-й псалом, в нём есть такие слова: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109, 4). Все остальные упоминания Салимского царя содержатся лишь в апостольском Послании к Евреям и в церковном Предании.

В 4-й главе Послания к Евреям есть развёрнутый пересказ книги Бытия, там, во-первых, дан перевод имени «Мелхиседек» — это имя означает «Царь правды», и там же сказано, что он был царём Салима, — того места, которое позже станет Иерусалимом, — а это означает, что его имя переводится ещё и как «Царь мира». Уже из этих имён становится понятным, кого символизировал Мелхиседек: он был символом Христа, потому что только ко Христу можно без всяких оговорок применить эти два имени, только Христос и Царь правды, и Царь мира.

Удивительно, но Авраам каким-то совершенно непостижимым образом понимает, кто перед ним. Из рассказа книги Бытия невозможно сделать вывод о том, как у Авраама получилось это сделать, но он принял благословение Мелхиседека и пожертвовал ему десятую часть своего имения. То есть Авраам сделал то, что закон предписывал делать по отношению к ветхозаветным священникам, тогда как Мелхиседек не был таковым, ведь ветхозаветное священство получило своё начало от потомка Авраама Аарона, то есть сам Авраам был в каком-то смысле носителем этого священства, при всём при этом он почитает Мелхиседека как высшего себя. Что ещё раз приводит нас к мысли, что под образом Мелхиседека выступает Сам Христос.

Совершенно неслучайно в своём каноне преподобный Андрей Критский из всех возможных прообразов Христа избрал именно этот: Мелхиседек пришёл из ниоткуда и ушёл в никуда, он совершенно чужд тому миру, в котором жил Авраам. Он отделён от этого мира, но одновременно с этим, он его часть. Именно этому образу преподобный Андрей призывает подражать свою душу, а Церковь его словами призывает к такому подражанию и всех своих чад.

Мы с вами также являемся частью этого мира, а потому мир постоянно предъявляет свои права на нас, он жаждет, чтобы мы в нём растворились, чтобы перестали быть теми, кем мы должны быть по слову Христа — перестали быть солью. Мир вовлекает нас в конфликты, требует, чтобы мы вели себя так, как предписывают его законы, чтобы на зло отвечали злом, чтобы без устали чего-то добивались, тогда как христианский путь совершенно иной, путь христианина — путь святости, то есть отделённости. И только если у нас получится не сойти с этого пути, мы сможем достигнуть нашей вожделенной цели — Христова Царства.

Похожие публикации