20 февраля 2022 года, в Неделю о блудном сыне, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:
— Дорогой отец Алексий, братья и сёстры, сердечно поздравляю вас с воскресным днём!
Сегодня Церковь предлагает нам поразмышлять над отрывком из Первого послания апостола Павла к Коринфянам, который начинается очень известной фразой, в какой-то мере даже крылатой: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6, 12). Далее в этом отрывке апостол говорит об одном из возможных злоупотреблений свободой воли, которая может превратиться в произвол, если не согласуется с волей Божией, в частности Павел говорит о блуде. Но безопасно говорить на эту тему может только чистый человек, нам же лучше применить эти размышления к какой-нибудь иной теме.
Этот отрывок не случайно звучит именно сегодня — в Неделю о блудном сыне. Очевидно, что взаимоотношения младшего сына и отца, описанные в евангельской притче, иллюстрируют различия между свободой и вседозволенностью, о чём и идёт речь в Послании апостола Павла. =
О свободе можно говорить бесконечно. Это очень сложное понятие. Я попытаюсь привести самый понятный пример — тот, с которым мы сталкиваемся едва ли не ежесекундно. Мы постоянно находимся в том или ином общении с другими людьми, и всегда есть те, кто нас каким-то образом раздражает или же нам не нравится. Кто-то, к примеру, говорит слишком громко, и голос его неприятен, кто-то, наоборот, тихо, и постоянно надо напрягать слух, чтобы его услышать, один слишком застенчивый, другой слишком напористый, у кого-то не очень красивое лицо. То есть существует масса характерных признаков, на основании которых мы решаем, нравится нам человек или нет, хотим мы с ним общаться или не очень. При этом мы прекрасно осознаем, что никто не выбирает свои внешние характеристики: это физиологическая данность. Конечно, в известных пределах она поддается корректировке, но радикально измениться невозможно. При этом именно на внешнем впечатлении во многом строится дальнейшее общение. И здесь возникает вопрос: если дело обстоит таким образом, то свободны ли мы в своих суждениях о другом? Свободны ли в том, как у нас выстраиваются взаимоотношения с другими людьми? Я думаю, что нет. Мы зависимы от своих предпочтений, предрассудков и страстей.
Это небезвыходное положение. Христос пришёл, чтобы даровать нам истинную свободу. В одной из бесед с фарисеями Господь даёт решение этой проблемы: «Познайте истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 32). Но Истина — это не просто знание, это Сам Христос. Это значит, что, познавая Христа, мы становимся свободными.
Познавая Бога, мы уподобляемся Ему и через это обретаем свободу. Мы становимся способны видеть человека таким, каким его задумал Бог, без греховных наслоений и искажений. Именно так и видел своего младшего сына отец из притчи, именно это давало ему возможность совершенно не помнить зла и принять сына без каких-либо оговорок.
Дай нам всем Бог, постепенно очищаясь, размышляя и молитвенно углубляясь в Священное Писание, двигаться навстречу этой свободе.