В канун Недели 33-й по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском соборе

5 февраля 2022 года, в канун Недели 33-й по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— С наступающим воскресным днём и с днём памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской!

У нас нет жизнеописаний абсолютного большинства святых, но у нас есть документы, свидетельствующие о жизни новомучеников и исповедников XX века. К сожалению, мы не проявляем особого интереса к изучению этих документов. А стоило бы. И вот по какой причине.

В первой главе Второго соборного послания святого апостола Петра есть слова о том, что Богом «от Божественной силы Его даровано нам всё потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию» (2 Пет. 1, 3). Но если послушать исповеди современных христиан, то для абсолютного большинства из нас характерно не оправдание в своих грехах, а рассказ о том, по какой причине мы не можем быть в полной мере христианами. В частности, почему у нас не получается уделять должное время молитве и богослужению, почему мы не можем не осуждать, почему не способны регулярно читать Священное Писание, почему пост для нас — непосильная ноша, и так далее. Нас всех связывают не только очень похожие грехи, мы едины и в своём мнении о причинах впадения в них: мы виним во всём время, которого не хватает и жизнь, ведь она, как известно, имеет невероятно высокую плотность, а потому мы вынуждены спешить, всё делать на бегу, мы ни на чём не можем сосредоточиться, мы обязаны постоянно быть на связи и онлайн, а это тоже мало способствует духовному деланию. Да и вообще, жить по-христиански в современном мире, вроде как, почти что невозможно: если проявлять своё христианство вовне, то можно подвергнуться насмешкам, есть риск потерять друзей, а может даже и работу, и вообще прослыть не самым адекватным человеком.

Конечно, можно винить эпоху, в которую нам выпало жить. Но тогда возникает вопрос к Богу: где во всём этом Он? Почему Он попустил жизни быть именно такой? Где Его всеблагой промысл?

Процитированные ранее слова апостола Петра являются ответом на эти недоумения. Апостол утверждает, что нам — нашему поколению — как и всем предшествующим и будущим поколениям христиан — Богом дано всё необходимое не только для жизни, но и для благочестия, то есть для жизни собственно христианской. Но христианская жизнь никогда не была жизнью «по течению», она всегда вопреки, она всегда требовала, требует и будет требовать от христиан смекалки и мудрости. Спаситель наш Иисус Христос, отправляя Своих учеников на проповедь дал им такое напутствие: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10, 16). Собственно, эти слова актуальны не только для апостолов, они имеют отношение к христианам всех эпох: для того, чтобы жить по Евангелию вместе с кротостью и простотой нам необходима ещё и змеиная мудрость, то есть умение находить возможность для христианской жизни там, где её, как кажется на первый взгляд, нет и быть не может. Прекрасный пример того, каким образом это можно сделать, нам показали мученики и исповедники Русской Церкви, пострадавшие за Христа в минувшем веке, эти люди сумели не только не запятнать свою совесть предательством Бога, они сумели пронести через гонения и практику христианской жизни, из их жизнеописаний мы можем черпать как вдохновение, так и практические наставления.

Дай Бог, чтобы их молитвами мы сумели в самих себе ощутить правду слов апостола Петра и почувствовать Божественной силу, которой «даровано нам всё потребное для жизни и благочестия».

Похожие публикации