В праздник Обрезания Господня епископ Феоктист совершил Литургию в Свято-Алексеевской пустыни

свящ. Сергий Савенков
Фото

14 января 2022 года, в праздник Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Свято-Алексеевской пустыни.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Дорогие отцы, братья и сёстры, сердечно поздравляю всех вас с праздником Обрезания Господня и с днём памяти святителя Василия Великого!

В праздник Обрезания Церковь предлагает нам послушать краткий отрывок из Послания апостола Павла к Колоссянам. В этом отрывке мы встречаем очень нехарактерное для павловых посланий слово — «философия». Собственно, его апостол употребил только один раз — здесь. Кажется вполне очевидным, что слово «философия» в языке апостола Павла не равно тому понятию, которое подразумевается под этим словом сегодня. Исследователи Нового Завета утверждают, что апостол имел в виду не философию как любовь к мудрости — именно так переводится с греческого это слово — Павел описывал конкретное учение, причём учение это не было христианским.

Как и во многих других своих посланиях, в Послании к Колоссянам апостол вынужден был полемизировать с некоторыми иудейскими воззрениями, которые проникли в христианскую среду. Стоит сказать, что такого рода проникновения иудаизма в христианство не были характерны лишь для апостольской эпохи, в том или ином виде они дают о себе знать всегда, в том числе и сегодня. Любопытно здесь то, что носителями некоторых сугубо иудейских воззрений зачастую становятся особо ревностные христиане. Но, конечно, в каждую эпоху христианские уклонения в иудаизм проявляют себя по-разному. Во времена апостола Павла они в большинстве случаев выражались в стремлении к исполнению обрядового закона Ветхого Завета. Например, в этом отрывке речь идёт об обрезании.

Сегодня, конечно, не существует христианских общин, в которых проповедовалась бы необходимость строгого соблюдения закона Моисея. Но есть нечто иное. К примеру, стремление к изоляции. Дело в том, что сегодняшний иудаизм не является миссионерской религией, в том смысле, что он не ставит перед собой цели привлечь к себе всех и каждого, в наши дни свою миссию он сосредотачивает исключительно на евреях. Тогда как христианство устроено совершенно иным образом: по своей природе оно не может не быть миссионерским. Такое его устроение заложено Самим Христом, Он неоднократно в качестве одной из Своих заповедей говорил о том, что Его ученики должны быть, как о том сказано в книге Деяний святых апостолов, свидетелями Христа Воскресшего «в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1, 8), а в Евангелии от Матфея та же самая заповедь выражена такими словами Спасителя: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19-20). Получается, что стремление некоторых христиан закрыться внутри своих общин и минимизировать соприкосновение с внешним нехристианским миром — это ни что иное, как уклонение от исполнения прямой и недвусмысленной Христовой заповеди, причём уклонение в духе современного иудаизма.

Впрочем, здесь необходимо сделать важную оговорку: в наше время иудаизм очень неоднороден, поэтому высказанное ранее обобщение нельзя считать в полной мере корректным. Значение же имеет тот факт, что упомянутая апостолом Павлом «философия» — это не частная проблема христианской общины древнего города Колоссы, это непреходящая угроза для любой другой общины христиан, и здесь не имеет значение, как именно выражает себя чуждая христианскому духу «философия». Апостол Павел, как и всегда в своих посланиях, предлагает в качестве рецепта от заражения чуждыми Евангелию учениями взирать на Христа Спасителя, слушать только Его, и ни на что иное не обращать внимание, каким бы привлекательным, разумным и мудрым оно не казалось.

Мне бы хотелось пожелать нам с вами, чтобы мы услышали и поняли слова апостола Павла: от всех духовных искажений есть только одно спасение — взирать на образ Господа Иисуса Христа и молиться Ему, чтобы он нас сохранил от любых уклонений от евангельской истины.

Похожие публикации