В день памяти Никомидийских мучеников епископ Феоктист совершил Литургию в Спасо-Преображенском соборе Углича

свящ. Сергий Савенков
Фото

10 января 2022 года, в день памяти мучеников в Никомидии в церкви сожженных, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Углича.

За труды на благо Святой Церкви в Переславской епархии, реализацию совместных социально значимых культурных проектов директор Угличского государственного историко-архитектурного и художественного музея Наталья Викторовна Чванова была удостоена медали преподобного Даниила Переславского III степени.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Дорогие отцы, братья и сёстры, я сердечно поздравляю всех вас с продолжающимся праздником Рождества по плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Глядя на ваши утомлённые и лица, да и на моё собственное, нельзя не восхититься, что столь слабую человеческую плоть наш Господь не только принял на Себя, но и возвёл в Недра Святой Троицы. Это ещё раз напоминает нам, что мы призваны к борьбе с нашим падшим естеством.

В сегодняшнем апостольском чтении мы слышали отрывок из послания к Евреям, где апостол очень много говорит о заветах, то есть о договорах, между Богом и народом Израиля. В этом отрывке размышления на тему заветов начинаются с исторической справки, которая основана на словах пророка Иеремии, апостол цитирует их очень близко к тексту. Из этого исторического экскурса можно сделать несколько выводов.

Первый из них состоит в том, что инициатором завета между Богом и народом Израиля был Сам Бог, в основе этого, как и вообще любого, завета лежит Его воля, а не чья-то ещё. Никакой человек и никакой народ не способен стать инициатором такого договора с Богом. А раз это так, то и временные рамки действия завета также устанавливаются Богом. То есть, если пользоваться современной юридической терминологией, в разделе «Расторжение договора», в том случае, если он заключен с Богом, стоит одна простая фраза «Расторжение договора производится по желанию Бога», ну а сроки его действия описаны ещё одной, не менее прозрачной, фразой: «Договор считается действительным до тех пор, пока не будет расторгнут Богом».

Далее из слов пророка Иеремии, процитированных в Послании к Евреям, можно сделать вывод ещё об одном пункте договора Бога с народом Израиля, в частности, о цели этого договора, цель состояла в том, чтобы «вывести их (то есть потомков праотца Иакова) из земли Египетской», а вместе с этим и сформировать единый народ, который будет жить не по законам окружающих его языческих племен, а исключительно по воле Божией.

После этого цитата из пророка Иеремии переходит как раз к этому вопросу: пророк говорит о воле Божией, которая может быть выражена как минимум двумя основными способами. Во-первых, закон Божий может быть внешним по отношению к человеку, он может быть зафиксирован в Священном Писании, так, как в нём зафиксирован закон Моисея, известный абсолютному большинству людей как «десять заповедей». Во-вторых, закон Божий может быть внутренним, то есть, если следовать словам пророка Иеремии, записанным на сердцах людей.

Об эти слова пророка Иеремии и апостола Павла «спотыкались» не только обычные христиане, но и мудрые толкователи. Если следовать их буквальному смыслу, то получается, что не нужно никаких толкований, не нужно никого поучать — Святой Дух Сам всё устроит лучшим образом. Именно по этому пути идут многие протестантские деноминации. Да, Дух, действительно, действует, но если мы посмотрим внимательнее, то увидим, что Ветхий Завет действовал только на тех людей, которые прошли определённые испытания. После того, как Бог даровал Закон Моисею понадобилось ещё 40 лет странствий по пустыни, чтобы люди научились быть верными этому Завету, и только после этого он стал в них действовать.

Это происходит с каждым из нас. Мы крещены, научены азам веры, некоторые из нас даже приняли священный сан, но для того, чтобы Дух Святой начал говорить в сердце, чтобы мы не нуждались во внешнем поучении, необходимо пройти долгий путь самоограничений, аскезы и молитвы — путь христианского делания. И вот тогда, через четыре десятка лет, а может и больше, Бог начинает говорить в сердце человека и удаляет от его сердца грехи.

Мне бы хотелось всем нам пожелать, чтобы благодатью и милостью Воплощённого Господа Иисуса Христа мы с вами могли пройти этот путь, и чтобы Дух Святой Своими неизреченными глаголами начал вещать в наших сердцах, и чтобы никто из нас более бы не нуждался ни в каком человеческом поучении.

Похожие публикации