В день памяти великомученика Никиты Готфского епископ Феоктист совершил Литургию в Никитском монастыре

свящ. Сергий Савенков
Фото

28 сентября 2021 года, в день памяти великомученика Никиты Готфского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Никитском мужском монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогой отец Димитрий, дорогие отцы, братья и сестры!

Поздравляю вас с днём памяти великомученика Никиты и с продолжающимся праздником Воздвижения Креста Господня!

Сегодня мы с вами слышали краткий отрывок из 10-й главы Евангелия от Матфея, в котором были приведены Христовы слова о том, что христиане будут ненавидимы за имя Христово (см. Мф. 10, 22). Действительно, история христианского мученичества подтверждает справедливость этих слов: люди, которые не делали ничего дурного, во множестве были предаваемы истязаниям и смерти. Один из таких людей — великомученик Никита Готфский, память которого мы сегодня совершаем.

Опыт Церкви показывает, что не только древние мученики, но и многие современные христиане вызывают в обществе устойчивое раздражение в том случае, если они открыто, стойко и последовательно свидетельствуют словом и делом о своей вере. Апостол и евангелист Матфей, опираясь на слова Христа, считает, что смело идти навстречу такой перспективе может только тот, для кого Дух Божий — не пустое понятие, но живо и остро переживаемая реальность.

Но вместе с этим в словах Христа есть и некоторый соблазн. Их можно понять в том ключе, что, если я христианин и у меня натянутые отношения с окружающими, значит, меня ненавидят за имя Христово, за моё христианское исповедание. А если так, — то мне самим Христом обещано спасение, я молодец, и на тех людей, которые отзываются обо мне не самым лестным образом, можно не обращать внимания.

Как понять: ко мне относятся плохо, потому что я христианин или же причина такого отношения во мне самом и с христианством она никак не связана? Священническая практика показывает, что этот вопрос далеко не праздный и зачастую за жалобами на гонения со стороны неверующих родственников или знакомых стоит вовсе не христианство, а, к примеру, элементарное неумение вести себя в обществе или же попытка подчинить себе всех своих близких.

Для ответа на этот вопрос стоит вспомнить Нагорную проповедь. В ней тоже упоминается ненависть нехристианского общества к христианам, упоминаются гонения и всяческие притеснения. Но упоминаются в самом конце, они — своеобразный финал жизни по заповедям. Они — та вершина, которую ещё нужно постараться достигнуть. А на нижних ступенях этой лестницы стоят совсем другие состояния. К примеру, состояние кротости и состояние миротворца. То есть сначала кротость, незлобие и творение мира, а уже потом гонения и ненависть. Сначала необходимо достичь того состояния, при котором наше простое физическое присутствие будет утишать бури конфликтов, а уже после этого, если хватит времени и сил, если тому будет способствовать благодать Божия, станет возможной последняя ступень восхождения к блаженству.

Невозможно стать христианином и в ту же секунду подвергнуться гонениям за имя Христово в том понимании, которое в них вкладывает Невозможно стать христианином и в ту же секунду подвергнуться гонениям за имя Христово в том понимании, которое в них вкладывает Евангелие. Ведь в большинстве примеров, которые доносит до нас история Церкви, в том числе и житие великомученика Никиты, было именно так: гонения обрушились не сразу, сначала же было вполне мирная жизнь. В абсолютном же большинстве случаев для достижения высшей ступени — ненависти со стороны нехристианского мира — необходимы десятилетия молитвы и аскетических подвигов, которые направлены на стяжания Духа Святого и которые должны привести к видимому извещению, к любви, радости, миру, долготерпению, благости, милосердию, вере, кротости и воздержанию.

Похожие публикации