В праздник Воздвижения Честного Креста Господня епископ Феоктист совершил Литургию на подворье Никольского монастыря в Годеново

свящ. Сергий Савенков
Фото

27 сентября 2021 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме святителя Иоанна Златоустого — подворье Никольского женского монастыря в селе Годеново Ростовского района.

За богослужением диакон Димитрий Козачек был рукоположен в сан пресвитера.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогая матушка Евстолия, дорогие отцы, братья и сестры!

Сердечно поздравляю вас с Воздвижением Креста Господня, которое мы, по установившейся в нашей епархии традиции, празднуем у подножия Годеновского креста.

Думаю, все вы прекрасно помните историю нынешнего праздника: он связан с иерусалимскими событиями 326 года по Рождестве Христовом, когда мать равноапостольного императора Константина Великого святая царица Елена по поручению своего сына отправилась на поиски Креста Христова. Поиск, как мы знаем, завершился удачно, Крест был обретён. Предание Церкви говорит, что в какой-то момент возникла необходимость определить, какой именно из трёх найденных на капище Венеры крестов является Крестом Господним. Для решения этой задачи Иерусалимский патриарх Макарий прибег к весьма неординарному способу: он начал поочередно прикладывать кресты к умершему человеку, когда был приложен Крест Христов усопший ожил. Этот факт стал свидетельством того, что Крест Христов наконец-то обретен.

В наше время, когда абсолютно всё принято подвергать сомнению, когда нет ничего, что не подвергалось бы критике, история обретения Креста Господня не стала исключением: она тоже подвергается сомнениям и критике. Кто-то сомневается в деталях, кто-то сомневается в самом факте обретения Креста. Некоторые из этих сомнений на первый взгляд кажутся вполне обоснованными: к примеру, мне доводилось слышать недоумение по поводу оживления умершего через прикосновение Креста Христова. В самом деле, во все последующие столетия существования Креста и его частиц, нет засвидетельствованных случаев оживления кого бы то ни было. Случаются исцеления, в том числе и от Годеновского креста, но эти случаи относительно немногочисленны, их нельзя назвать всеобщим правилом.

Но дело в том, что никакое чудо нельзя назвать всеобщим правилом, чудо невозможно подчинить человеческой логике, его нельзя предугадать, оно представляет собой вторжение Бога в Им же Самим установленный порядок вещей, нарушением Им устроенных законов физического мира. Чудо — всегда за пределами того мира, который мы можем исследовать, описать и подчинить себе, ведь в основе любого чуда — Бог, Который неописуем и непостижим, Который нам не подвластен, Который живёт вне наших логических структур и вне нашей воли.

Бог способен вторгнуться в историю человечества, способен войти в жизнь каждого из нас, что будет нами восприниматься как чудо. Но чудо всегда субъективно, нет такого чуда, которое безоговорочно принималось бы как таковое абсолютно всеми. Так было с евангельскими чудесами Господа нашего Иисуса Христа, так было и с чудом обретения Креста Господня — наверняка среди свидетелей оживления умершего прикосновением Креста были те, кто сомневался, кто решил, что умерший был не вполне мёртв, а потому нет в этом ничего удивительного, простое совпадение.

Но Церковь уже много веков смотрит на случившееся в четвертом веке по Рождестве Христовом иначе. Церковь глазами веры видит в этом чудо и милость Божию, логика Церкви — не логика людей, её составляющих, это иная и непостижимая нашим слабым умом логика Бога. Каждый из нас волен выбирать в каком пространстве ему жить: в доверии к Церкви или же иначе, размышляя исключительно по-человечески. Тот факт, что сегодня все мы с вами собрались здесь, ясно свидетельствует, что для нас, как и для апостола Павла, Крест Христов — не соблазн и не безумие, а «Божия сила и Божия премудрость» (см. 1 Кор. 1, 24). Дай Бог, чтобы мы смогли пронести это исповедание до конца.

Похожие публикации