22 августа 2021 года, в Неделю 9‑ю по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил раннюю Литургию в приделе апостола Филиппа Владимирского кафедрального собора.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:
— Дорогие друзья, с воскресным днём вас всех сердечно поздравляю!
Любой человек, который знаком с Евангелием, знает, что и Господь наш Иисус Христос и Его Предтеча Иоанн призывали свою аудиторию к изменению. Сам этот призыв выражен как призыв к покаянию, а покаяние — это не только осознание своего греха, это, в первую очередь, изменение всего строя мысли и, следовательно, жизни человека. Но зачастую от нас ускользает тот факт, что изменение может понимать очень по-разному, и, если мы внимательнее посмотрим на служение и слова Христа и Его Предтечи, сопоставим их между собой, то увидим ощутимую разницу в их словах, несмотря на то, что они, как кажется, призывали к одному и тому же.
Об Иоанне в Евангелии от Луки сказано, что он «многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1, 16-17), это означает, что суть миссии Иоанна состоит в призыве к возвращению к праведности Закона, так, как он был изложен и понимался в Ветхом Завете. Такое возвращение и сам Закон Ветхого Завета — это база, без которой невозможно восприятие слов Христа, потому как не может быть учеником Христа тот, кто не ощущает всем своим естеством нравственные императивы Ветхого Завета как основу нормальной жизни. Иоанна церковная традиция называет Предтечей Христа не только потому, что он раньше Спасителя вышел на проповедь, но и потому, что своим призывом к возвращению он готовил людей к принятию Благой вести.
Христос же не призывал к возвращению куда бы то ни было, напротив, Он звал вперед, в новую эпоху с новыми взаимоотношениями между Богом и людьми, которые невозможны без праведности Ветхого Завета. Христов призыв выражен на страницах Евангелия самыми разными способами, не только передачей Его слов, но и через описание действий Христа Спасителя.
Сегодняшняя евангельская история при условии её символического прочтения представляет собой один из таких фрагментов. Здесь мы видим бушующее море, видим испуганных апостолов и видим акт веры апостола Петра, который верит слову своего Учителя, идёт по воде навстречу Ему и собственному страху. В какой-то момент Пётр начинает воспринимать собственные действия как нечто абсолютно невозможное, у него закрадываются сомнения, он начинает тонуть, Господь его спасает и возвращает в лодку. Некоторые комментаторы под лодкой понимают праведность Ветхого Завета, которая, пусть и оговорками, но помогает человеку не погибнуть, которая даёт некоторую почву под ногами в бушующем мире, а акт веры Петра и его хождение по воде навстречу Христу — то изменение, к которому всех призывает Спаситель, такое изменение не подразумевает никакой материальной опоры, в ней нет ничего с человеческой точки зрения надёжного и убедительного, есть только вера, именно она позволила апостолу Петру, пусть и ненадолго, но преодолевать законы физики.
Дай нам всем Бог осознавать и чувствовать, что христиане мы только тогда, когда идём навстречу Христу, повинуясь Его призыву и не имея никакой другой опоры, кроме веры в Него, только тогда, когда мы не стремимся от страха покрепче схватиться за праведность Ветхого Завета, но обретаем смелость и дерзновение веры.