6 августа 2021 года, в день памяти святых благоверных князей Бориса и Глеба, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Борисоглебском мужском монастыре.
После перенесения Святых Даров владыка совершил хиротонию диакона Алексея Ковалёва во пресвитера.
По окончании богослужения епископ Феоктист обратился к верующим:
— Дорогие отцы, братья и сёстры, с днём памяти святых страстотерпцев братьев Бориса и Глеба всех вас сердечно поздравляю!
Евангельские заповеди Спасителя нашего и Бога Господа Иисуса Христа очень обширны. С одной стороны, основная их доминанта проста, всем хорошо известна и легко выразима: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 37-39), с другой — любовь к Богу и людям может проявлять себя самыми разными способами. Иногда любовь — это мягкость и всепрощение, иногда — это строгость и ограничения. Даже в Нагорной проповеди и заповедях блаженств мы можем найти Христовы слова, которые находятся в некотором противоречии друг с другом. Например, исполнение заповеди о блаженстве кротких и блаженстве жаждущих правды очень непросто совместить в одной личности. Приходится делать выбор: либо кротость, либо правда. Это лишь один из возможных примеров. Но Господь не требует от нас делать выбор, Он принимает и одних, и других, они одинаково блаженны и одинаково исполнили слова Христа. Различие же обусловлено типом личности, ведь мы все разные и Господь не требует, чтобы мы устраняли свои личностные особенности. Он ждёт от нас иного — любви. А вслед за ней идет святость.
Получается, что святость может иметь различные типы. Эту мысль подтверждают почитаемые Церковью святые. Мы в равной степени чтим воинов, которые с оружием в руках отстаивали правду Божию, которые боролись за свою жизнь и жизнь своих близких, которые не щадили себя в деле поражения врагов Отечества, и кротких монахов, тех, кто ни при каких условиях не прикасался к оружию.
Различные типы святости характерны не только для различных людей, но и для различных народов. Для русского народа навсегда останутся образцом святости первые русские святые — братья-страстотерпцы Борис и Глеб. Они очень необычные, их подвиг не все могут понять и вместить, но наш народ — понимает и вмещает, мы как народ, не пытаемся взвесить их подвиг веры на весах логики и расчёта, нам он понятен без лишних слов, на том уровне, которые превосходит логику.
Русский народ, приняв подвиг святости Бориса и Глеба за образец, с самых первых лет своей христианской истории пытался подражать этому подвигу. А потому для нас ближе Христова заповедь о кротости, хотя, конечно, среди русских святых мы находим абсолютно все типы святости, но доминанта и основное народное стремление заключается в стремлении к кротости. Желание уподобления Христу Спасителю и первым русским святым в кротости наложило отпечаток на характер нашего народа. Даже те святые воины, которых чтит Церковь, несмотря на свои ратные достижения и подвиги, сохраняли в себе стремление к кротости, для них само отстаивание интересов Отечества было ничем иным, как проявлением внутреннего стремления к исполнению заповеди о блаженстве кротких.
Дай Бог, чтобы и мы с вами во всех обстоятельствах жизни оставались верны духу нашего народа, и искали не своего, а Христова, чтобы мы с вами имели мужество всегда и во всём избирать путь кротости и незлобия.