21 июля 2021 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Казанском храме села Заозерье Угличского района.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогой отец Владимир и прихожане этого замечательного, удивительного, уникального и великолепного храма, сердечно поздравляю вас с престольным праздником!
Все мы, здесь стоящие, прекрасно знаем, что во все праздники Пресвятой Богородицы мы всегда слышим один и тот же отрывок из Евангелия от Луки. В этом отрывке не звучит имя Пресвятой Богородицы, да и вообще речь идёт не о Ней, Она здесь упоминается, но в такой форме, которая многим в наши дни показалась бы унизительной: «блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие». Мы слышим здесь упоминание о физиологии, но не слышим слов о личности Божией Матери. Думаю, что любому из нас было бы не очень приятно услышать, что память о нас сводят к одной маленькой функции, которую мы выполняли.
Мы веруем в то, что Божия Матерь промышляет о нашей жизни вообще и о Церкви. И наш литургический круг чтений сложился не без Её участия и благословения, а это значит, что Она Сама избрала читать этот отрывок в дни Своей памяти и Сама избрала быть в тени Своего Сына.
Это значит, что Она смогла понять принять и деятельно исполнить слова Своего Сына о смирении: «Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23, 11-12). Она никоим образом не пыталась поставить Себя на видное место во время земного служения Своего Сына. Она не пыталась быть впереди всех и после Его Вознесения. Она рядом, но Она всегда в тени. И дело здесь не только лишь в особенностях культуры той эпохи, в первую очередь это Её личный выбор, Её устремление и потребность Её души.
Мы можем критиковать богослужебный круг евангельских чтений. Можем размышлять о его усовершенствовании, но всякий раз, читая в дни памяти Пресвятой Богородицы о «блаженном чреве» мы получаем урок совершеннейшего смирения, и через это Она открывает путь к достижению всеми нами искомого подобия Божия.