26 июня 2021 года, в день Отдания праздника Пятидесятницы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме Живоначальной Троицы в селе Головино Угличского района.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Дорогие отцы, братья и сёстры!
Сегодняшнее евангельское чтение заканчивается призывом Господа нашего Иисуса Христа: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). Но у Бога много совершенств и не все они доступны человеку. Например, Богу присуще совершенное ведение, то есть знание всего и обо всём. Очевидно, что ведение, равное божественному, человеку недоступно.
Вообще, то греческое слово, которое использует Евангелие и которое переведено на русский как «совершенный» в греческом языке имеет совершенно специфическое употребление. Оно не имеет никакого отношения к тому, что мы называем абстрактным, философским, метафизическим совершенством. Совершенной называется жертва, пригодная для принесения в жертву Богу, то есть жертва без порока. Взрослый человек, достигший своего полного роста — тоже совершенен, в противоположность не выросшему подростку. Студент, достигший зрелых знаний в своём предмете — совершенен, в противоположность начинающему ученику, который ещё не очень хорошо понимает предмет. Иными словами, представление греков о совершенстве связано исключительно с функциональной стороной. Они считали совершенным всякий предмет, который полностью выполнял функцию, для которой он был предназначен и изготовлен. Вещь характеризуется как совершенная, если она выполняет цель, для которой она была предназначена; человек совершенен, если он осознает или выполняет цель, для которой он был сотворён.
Таким образом, человек будет совершенен, если он выполнит цель, для которой он был предназначен. А для какой цели создан человек? Относительно предназначения человека Священное Писание говорит прямо. В библейской истории творения мы встречаем такие слова Бога: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1, 26). Человек сотворён, чтобы быть подобным Богу. И теперь нам остаётся понять, как нам достичь этой высокой цели. Тут нам на помощь приходят святые отцы.
Преподобный Амвросий Оптинский со ссылкой на Исаака Сирина говорил, что уподобление Богу заключается в глубине смирения. Побудительные же мотивы к смирению он описывал так: «Как бы кто-либо из христиан не был твёрд и точен в исполнении христианских своих обязанностей, это исполнение его и духовное делание, по слову святых отцов, может уподобляться только малой купели, или самомалейшему озерцу; заповеди же Божии подобны великому морю».
А святитель Василий Великий полагал, что совершенство человека заключается в подражании божественному всепрощению: «Если ты станешь врагом зла, забудешь прошлые обиды и вражду, если будешь любить своих братьев и сочувствовать им, то уподобишься Богу. Если от всего сердца простишь врагу своему, то уподобишься Богу. Если ты относишься к брату, погрешившему против тебя, так же как Бог относится к тебе, грешнику, ты своим состраданием к ближнему уподобляешься Богу».
Получается, что все христиане призваны к бесконечному уподоблению Богу в любви, которая не делает никакого различия между добрыми и злыми, в том, чтобы не думать о себе самих как о чего-то достигших и в том, чтобы уметь прощать любые грехи бесконечное число раз. Здесь всегда есть над чем работать, а значит, нам никогда не может стать скучно.