15 мая 2021 года, в день памяти святых благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Борисоглебском мужском монастыре.
За Литургией владыка совершил хиротесию во чтеца и иподиакона, и диаконскую хиротонию Алексея Ковалёва.
По окончании богослужения епископ Феоктист обратился к собравшимся:
— Дорогой отец Иоанн, дорогие братья и сестры!
Поздравляю всех вас с днём воспоминания перенесения мощей святых братьев-страстотерпцев Бориса и Глеба!
Применительно к памяти Бориса и Глеба Церковь предложила нашему вниманию отрывок из 15-й главы Евангелия от Иоанна, в нём Господь наш Иисус Христос давал последние наставления Своим ученикам и предупреждал, что мир будет их ненавидеть, эта ненависть, по слову Христа, следствие ненависти мира к Нему Самому — то есть ко Христу.
Действительно, мир — то общество, которое живёт исключительно материальными интересами — ненавидит Христа. И ненавидит тех, кто Христов, тех, кто избран от мира. Но дело здесь не только во Христе: мир в принципе не переносит того, что ему не принадлежит, и Христова фраза «Если бы вы были от мира, то мир любил бы своё; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15, 19) не утратит своей актуальности и в том случае, если из нее убрать собственно христианские слова и оставить её в усеченном виде: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы своё; а как вы не от мира, потому ненавидит вас мир».
Быть «не от мира» можно очень разными способами.
Когда мы даём определение миру, и говорим, что это общество, которое живёт земными интересами, то в такой характеристике есть вполне очевидная отрицательная составляющая: земные интересы противопоставляются небесными, земные — плохо, небесные — хорошо. Но дело в том, что ветхозаветное общество — исключительно мирское, в Ветхом Завете нет иного интереса, кроме интересов видимого мира, а Бог — это Тот, Кто помогает лишь в рамках земной жизни, все обетования Ветхого Завета имеют в первую очередь земное измерение, все они говорят об устроении жизни во плоти. Но означает ли это, что в Ветхом Завете не было праведников? Нет, не означает. Гнали ли их? Нет, не гнали. Авраам, Исаак, Иаков и его многочисленные дети были уважаемыми людьми, у них не было никакого конфликта с миром, но при этом они были праведны. Праведны были и фарисеи времён Христа. Их тоже никто не гнал.
Мир гонит либо тех, кто превосходит своей праведностью и святостью праведность и святость уровня Ветхого Завета, либо тех, кто не дотягивает до неё.
При определенных условиях первое со вторым легко перепутать. Можно ошибиться и решить, что нас гонят потому, что мы Христовы, тогда как на самом деле гонения связаны с тем, что мы не достигли уровня праведности мира, то есть попросту оказываемся неспособны жить по законам окружающего нас общества, которое по своей сути всегда остается ветхозаветным. И потому нашим камертоном должен быть Ветхий Завет и его нравственный закон: если мы не в силах выполнить то, что требуют от нас десять заповедей, то и ненависть мира к нам не имеет никакого отношения ко Христу, она лишь следствие нашего собственного нравственного несовершенства, в таком случае мы «не от мира», но в отрицательном смысле, мы не превосходит праведность мира, а недотягиваем до неё.
Очень надеюсь, что никого из нас не постигнет такое состояние. Надеюсь, что мы все будем Христовыми не только по имени, но и по сути.