5 марта 2021 года, в день памяти преподобного Льва, епископа Катанского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Свято-Троицком Даниловом монастыре.
За Литургией молились участники коллегии представителей малочисленных епархий по организации работы с молодёжью.
По окончании богослужения владыка обратился к присутствующим:
— После прочтения или прослушивания сегодняшнего евангельского отрывка меньше всего хочется что-либо говорить и как-либо комментировать. Любые слова рядом с Крестом Христовым — ложь и недоразумение, любые слова убоги и ничего не способны передать. Обнадеживает лишь то, что Сам Христос на Кресте взял на себя нашу человеческую слабость, а потому мы и дерзаем делать попытки что-то сказать о Его Страданиях и Смерти.
Центральная мысль и самый поражающий фрагмент сегодняшнего евангельского отрывка вовсе не в том, что Христос умер, и не в том, что Он был распят. Больше всего поражает богооставленность. Господь взывает к Богу-Отцу, но в ответ слышит тишину Неба и глупые циничные реплики Своих мучителей. О смысле этой богооставленности и о смысле слабости Христа прекрасно написал блаженный Августин. Вот его слова: «Молящийся, Он оставлен в том, что не был услышан. Этот голос взял Себе Иисус; то есть голос тела Его, то есть Церкви Его, которая ветхого человека преобразует в человека нового. То есть голос человеческой немощи, которой надлежало оставить блага Ветхого Завета и научиться желать и надеяться на новозаветные блага. Из благ Ветхого Завета человек особенно желает наибольшего продления земной жизни, ибо вечно жить всё равно не может. Все знают, что день смерти настанет, и все, или почти все, пытаются отодвинуть его, даже те, кто верит, что после смерти будет более счастлив».
Блаженный Августин затрагивает очень важную тему, которая даёт ответ на самые популярные наши недоумения: почему Бог не слышит? Почему Он не приходит на помощь, не исцеляет больных и не спасает нас от физической смерти? Ответ прост, но он крайне неприятен: потому что это не то, чего должны желать последователи Христа. Мы увидели Его добровольную слабость, оказалось, что сила Его именно в том, что Он смог быть слабым. Оказалось, что Он Христос не потому, что был способен творить чудеса, а потому, что Он взял на себя человеческую слабость и не сошёл с Креста, потому что Он прошёл этот путь до конца, Он не испугался ужаса богооставленности, Он сознательно вошёл в него. Благодаря этому Он одержал победу над смертью и адом, стёр границу между землей и Небом, Он показал нам, что такое быть людьми Нового Завета: это значит не бояться собственной слабости, и жить, не ограничиваясь рамками земного существования, жить, предвосхищая вечность со Христом.