28 февраля 2021 года, в Неделю о блудном сыне, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме Казанской иконы Божией Матери в селе Заозерье Угличского района.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Каждый год перед началом Великого поста мы начинаем размышлять о покаянии. Евангельские чтения воскресных дней, предшествующих наступлению поста, — о том же, они о покаянии. Вот и сегодняшняя притча показывает силу покаяния, которое в ней представлено как возвращение к отцу. Причта очень доходчиво и красочно рисует состояние человека, решившего отделиться от Бога, ведь именно Он здесь скрывается в образе отца. Оказывается, что в нравственном падении невозможно достигнуть дна: отказавшись от общества отца младший сын сначала превращается в транжиру и блудника, потом он начинает выполнять непозволительную для иудея работу — пасёт свиней, после чего и сам опускается на уровень животного. Но это не предел, можно спуститься и ещё ниже, к примеру, начать воровать и убивать, но главный герой притчи, к счастью, останавливается.
Любопытно, что из слов Христа невозможно сделать вывод об искренности младшего сына. Действительно ли он осознал глубину своего падения и свою вину перед отцом? Или это всего лишь голос отчаяния и голода? Почему он решил вернуться? Из-за любви к отцу или же причиной послужило собственное неприглядное состояние? Понял ли он, что жизнь со свиньями — это ничто иное, как следствие греха, который он совершил по отношению к отцу? На эти вопросы у нас нет ответов. Мы не знаем. И никогда не узнаем.
Но вот что вполне очевидно, вот что является самым важным: отец принял своего заблудшего сына без всяких вопросов, без попытки выяснить его истинные мотивы. Причина проста: таковы свойства любви. Любовь, как это выразил апостол Павел, «долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» (1 Кор. 13, 4-7). В этом перечне свойств любви нет упоминания о том, что любовь испытывает, проводит следствие и исследует мотивы. Так поступает суд, но не любовь. А Бог — есть любовь (см. 1 Ин. 4, 8), Он принимает нас всегда и принимает нас любыми: лукавыми, хитрыми, изворотливыми, лживыми, ничего не осознавшими, какими угодно.
Именно об этом и говорит нам сегодня Церковь через притчу о блудном сыне. Она призывает нас прийти такими, какие мы есть, не ждать от самих себя кристальной честности и абсолютной искренности, ведь велик риск, что мы их никогда не дождёмся, и так и останемся жить не с Богом, а на том дне, куда нас завело горячее стремление жить по собственной воле.